"Золотая ручка" из Чехословакии. Экскаватор-планировщик UDS-114A на шасси Tatra-815 (SSM)

Mar 07, 2021 20:58

Оригинал взят отсюда.

Параллельно с выпуском моделей отечественного автопрома Start Scale Models взялся и за модели грузовиков стран СЭВ. Вот и в декабре 2018 года была выпущена модель хорошо знакомая советскому обывателю в 80-90х годах предыдущего столетия экскаватора-планировщика на шасси 815-ой Татры. Из-за некоторых упрощений и несоответствий оригиналу решено было серьезно переработать модель.



В СССР мобильные экскаваторы на шасси автомобиля были только в ведомстве вооруженных сил. Поставщиком такой техники был единственный автозавод города Кременчуга. Министерство обороны Советского Союза было монополистом экскаваторов, оборудованных шарнирно-сочлененным оснащением. В 1960-е годы предпринимали попытки разработать и запустить в производство экскаваторы-планировщики на автомобильных и колесных шасси. В 1970-е эти попытки увенчались успехом - несколько моделей запустили в производство, но подлинная мода на экскаваторы-планировщики пришла вместе с чехословацкими машинами UDS на шасси Tatra.
Предприятие Podpolianske strojarne Detva ("Подполянски строярни", г. Детва) было основано в 1965 году в Чехословакии для выпуска различных машин и механизмов строительного назначения. С 1969 г. на нем был начат выпуск экскаваторов на автошасси Tatra-138 марок D 031a и D 032a с механическим приводом рабочих механизмов.


Экскаваторы с гидравлическим приводом разрабатывались по оригинальной конструкции американских экскаваторов Gradall (один из мировых лидеров и родоначальник в производстве экскаваторов с телескопической стрелой): выдвижной рукоятью и ротатором ковша.
Унифицированная экскаваторная автономная установка предназначалась для монтажа на разный тип шасси: гусеничное, пневмоколесное и автомобильное. Опытный образец экскаватора на автомобильном шасси проходил испытания под маркой UDS 080 (Univerzálny Dokončovací Stroj, универсальная отделочная машина).

В 1975 г. изготовлена опытная партия экскаватора UDS 110a на шасси TATRA-148.


Благодаря телескопической стреле он мог копать и планировать, при этом ротатор позволял работать как прямой, так и обратной лопатой. Гидросистема экскаваторной установки приводилась в действие от отдельного тракторного двигателя Zetor с водяным охлаждением, установленного на поворотной платформе.
Экскаватор UDS 110а выпускался в период 1976-1982 годах.

В 1978 г. предприятие Podpolianske strojarne Detva Чехословакия) изменила свое название, и стала называться Zavody Tazkeho strojarstva,k.p. DETVA (ZTS, Тисовецкий завод тяжелого машиностроения). Надпись на стреле экскаватора изменилась с DETVA на ZTS.
В рамках договора СЭВ, с начала 80-х годов, по линии чехословацкого внешнеторгового объединения STROJEXPORT, экскаваторы UDS 110a начали поставляться в СССР в количестве 600 единиц в год. В строительной среде за свою универсальность машина получила собственное название "Золотая ручка".

Модернизированная модель экскаватора получила марку UDS 114а  и выпускалась на шасси автомобиля TATRA-815-1,TATRA-815-2 c 1984 по 2006 гг.


С 1987 г. начат выпуск экскаватора UDS-214 с немецкой гидравликой на автошасси TATRA-815-2.
В нашей стране производство аналогичных машин было освоено только в конце 90-х гг.
После акционирования в 1992 г. словацкий завод стал называться Cestne’ A Stavebne’ Mechanizmy, продолжает работать и остается ведущим поставщиком экскаваторов-планировщиков на российский рынок, занимая половину этого сегмента.
Экскаваторы UDS также могут устанавливаться и на другие грузовые шасси (MAN, Mercedes-Benz, Renault, КамАЗ, КрАЗ, Урал).

Экскаваторы-планировщики применяется при возведении откосов, канав и насыпей. Но также могут использоваться и в качестве обычного экскаватора для рытья ям. Применяются при стесненных по высоте условиях. Кроме того, экскаватор удобно использовать в качестве крановой установки для подъема и перемещения грузов.
Возможности планировщика расширяют сменные навесные орудия - ковши различного профиля и вместимости, грейферный захват, бульдозерный отвал, рыхлитель, грузовой крюк, виброплита, гидромолот, гидроножницы, буровая штанга и т. д.


Основные характеристики экскаватора-планировщика UDS-114a:
- эксплуатационная масса - 21,8 т;
- объем основного ковша (лопаты) - 0,63 куб.м;
- грузоподъемность стрелы - 2,4-5,5 т;
- глубина копания - 6,6 м;
- двигатель экскаваторной установки: ZETOR 8701, дизельный шестицилиндровый рядный с водяным охлаждением мощностью 115 л.с.

Основные характеристики шасси:
- модель - Tatra-815Р17 26 208;
- колесная формула - 6х6.2;
- двигатель - дизельный V10 воздушного охлаждения мощностью 280 л.с. объемом 15,8л.;
- снаряженная масса - 8,4 т.

Источники:
Techstroy.ru
Сатья в журнале "Основные средства"

Модель
Доработки модели были сделаны под шасси примерно конца 80-х годов (1987-1989 годы) Tatra-815Р17 (без воздухозаборника на передке кабины, с горизонтальным воздушным фильтром, габаритами над дверьми, катафотами на крыльях, люком на крыше, низкими дефлекторами по углам кабины).
Сама модель у Start Scale Models получилась узнаваемой, достаточно точной, функциональной, но имеет некоторые досадные упрощения и несоответствия оригиналу.

Кабина
На фото видно, что она была явно перезалита краской: двери и грани практически не различимы.




В итоге были по кабине:
- сточены габариты на крыше, вырезано 3-е окно на задней стенке, удалены поручни за кабиной,




- сделан люк на крыше,


- сделаны габариты над дверьми,


- перекрашен бампер через самодельный трафарет,


- переделаны поворотники над крыльями (были отлиты с кабиной),
- наклеены травленые катафоты на крылья,
- сделаны самодельные стекляшки фар и поворотников на бампере,
- переделаны кронштейны зеркал,
- заново нанесен уплотнитель на лобовое стекло (изначально черная краска была нанесена не на буртик с наружной стороны, а просто по периметру внутренней стороны),
- кабина перекрашена в желтый цвет, серебрянкой нанесены пороги под дверьми,
- нижняя часть подножек окрашена серебрянкой,
- выделена расшивка и решетка на углу кабины.
Виктором Фоменко (участник rcforum.ru) была предоставлена декаль для нанесения на передок после перекраса (показана стрелкой на фото ниже).


Шасси:
Покрашен черным короб и воздушный фильтр за кабиной.
В черный также перекрашены колесные диски, резина заменена на харьковскую.
Чтобы разобрать модель пришлось отломать пластиковую вставку внизу рамы, прикрывающую винт. На фото заново изготовленная деталь из трубки.


Из проволоки была сымитирована гидросистема шасси.


Экскаваторная установка:
Изначально надрамник установки и кабины был выполнен единой деталью, но для удобства перекраса и монтажа, он был разделен на две части.


На фото также видны самодельные фиксаторы опор из пружины от инерционной машины.
Надрамник был перекрашен в желтый цвет.

Отремонтирован кронштейн гидроцилиндра подъема стрелы (выточен из модельного пластика).




Убраны саморезы крепления стрелы и гидроцилиндров.


Сделаны поручни в задней части стрелы, просверлены недостающие отверстия в проушинах надстройки, стреле, ковше, опорах.


Сымитирована гидравлика. Больше времени ушло на изучение доступных фото и схем в сети, чем на изготовление шлангов и трубок).
Попутно освоил пайку стальной проволоки с использованием паяльной кислоты.








Любопытно, что есть имитация верхней части двигателя установки, которую никак не посмотреть без разборки модели, а у двигателя самого грузовика ее не сделали.




В процессе обратной сборки очень не понравилась щель на стреле (состоит из двух половин). В итоге много времени было потрачено на ее заделывание и перекрашивание всей установки.


Дополнительно был окрашен корпус гидроцилиндра телескопа стрелы.

Сделан гидроцилиндр ковша, увеличивающий диапазон его движения. Сам ковш был перекрашен в желтый цвет.


Пока дорабатывал модель, в продаже появились декали от UMI, которые изначально не предусмотрены на модели SSM. В процессе наклеивания обнаружил, что они немного переразмерены относительно оригинала.

Также на установке выделил расшивку, включая решетки.

Переделаны задние фонари, сзади добавлены травленые катафоты на опоры, сделаны ГРЗ.

Знающие товарищи говорят, что для конца 80-х годов люк на кабине должен быть серого цвета, а корпус воздушного фильтра - синим. Но пока я не решился на их повторный перекрас, т.к. модель уже собрана. Пусть будет небольшой "колхоз".

Результат на «студийных» фото готовой модели.












Благодаря фиксаторам опор, можно вывесить колеса при «работе» экскаватора.




На этом фото видно, что, благодаря гидроцилиндру, ковш теперь может прижиматься к стреле.


























Небольшая анимация из отдельных кадров.




К сожалению, из-за катастрофической нехватки времени процесс доработки модели затянулся на 2 года.
Теперь осталось дождаться нормальной погоды и попробовать сфотографировать модель на природе.

экскаватор, грузовики, ssm, спецтехника, tatra

Previous post Next post
Up