В 2018 год собиратели масштабных чучелок самобеглых повозок вошли в предвкушении глобального пополнения коллекций. Производители моделей заявили кучу всего интересного и вкусного. В частности, россыпью очередных грузовиков МАЗ отметился и НАП - то есть контора "Наш Автопром". В этом бесконечном ряду грузовиков Минского автозавода оказался и опытный самосвал МАЗ-510.
МАЗ-510 грузоподъемностью 7 тонн был создан в 1962 году на базе самосвала МАЗ-503. Принципиально оба автомобиля не отличались друг от друга, но на 510-й установили экспериментальную одноместную кабину, максимально унифицированную с серийной двухместной от МАЗ-500. Такой автомобиль был создан по требованию Совнархоза в связи с предполагаемой экономией металла, уменьшением площади остекления, улучшением обзорности и доступа к двигателю. Из-за специфики работы самосвала теоретически считалось нецелесообразным устанавливать на него широкую просторную кабину со спальным местом. Однако практика опровергла теорию: никакой серьезной экономии металла не вышло, машина не выдерживала никакой критики и с точки зрения эргономики. Односторонняя кабина оказалась маленькой и неудобной, а неприкрытая правая часть самосвального кузова значительно увеличила аэродинамическое сопротивление и, как следствие, расход топлива. МАЗ-510 прошел только заводские испытания и не был рекомендован для дальнейших исследований и серийного производства.
Вот этот-то ещё один опытный грузовик НАП и попытался толкнуть коллекционерам. Правда, модель получилась хреновой: неправильный кузов, тонны некрашенного полупрозрачного пластика, цветные задние арки превращали МАЗ-510 в игрушку, а цена в 1150 рублей превращала эту игрушку в "да нахрен он мне сдался?!"
Короче говоря, я его тогда не взял - несмотря на всю мою любовь к опытной технике.
НАПовский МАЗ не радует глаз
Прошёл почти год с выхода НАПовского "пятьсот десятого". Во время очередного гастрономического похода на Всем Известный Интернет-АукционЪ я вдруг увидел очень неплохую модель пресловутого МАЗ-510 явно не от НАПа. Прошёл по ссылке, а там...
Киммерия. неплохо сработанная и отлично сохранившаяся. И по цене всего в два раза дороже НАПовской игрушки! Те, кто разбирается в автомоделях, сразу вспомнят цены на грузовики от Киммерии. Вспомнят и содрогнутся, ибо ценник там конский. А что вы хотите -
маленькие тиражи, ручная работа. Так что всего две тысячи с небольшим за ручной самосвал - подгон мощнейший.
Кое-какие косяки в модели тоже есть. Например, полузалитая краской решётка радиатора и отсутствие заливки. Ну так кустарщина же!
Сбоку от обычного самосвала и не отличить...
Кузов и корма. Нарисованные габариты и отсутствие знака - не гут:
Вид с правого борта на кабину не для пассажиров:
Дондышко. Основные узлы вроде на месте:
У моего самосвала оказались отклеенными кабина и бензобак. Бензобак я уже приклеил, а кабину трогать не стал: во-первых, покрашу сиденье и приборку, а во-вторых, надо ж показать, что тут есть!
Кабина изнутри. Пористые наслоения - излишки пластика, оседавшего при гальванизации на медной основе кабины. Так сказать, наглядная иллюстрация этого метода изготовления модели:
Кабина, вид сзади:
Как и положено всякому честному и порядочному самосвалу, 510-й самосваливает:
Пока я искал информацию об этом опытном изделии Минского автозавода, выяснил, что помимо НАПа и Киммерии, когда-то 510-й выпускался и мастерской D.N.K.:
В заключении могу сказать, что модель самосвала МАЗ-510 от Киммерии получилась хорошей, а за такие деньги - очень хорошей. Не жалею, что взял, да и нравится мне такое исполнение - ибо лимитед эдишн, хэнд-мэйд и прочая, прочая, прочая