После драматичной развязки Ле Мана в 2016, когда Тойота сломалась за 5 минут до финиша, многие решили, что круче уже быть не может. Но Ле Ман в 2017 доказал обратное.
Старший класс чемпионата мира по гонкам на выносливость LMP1 в прошлом году сильно сократился. Ауди полностью покинули чемпионат, а частная команда Rebellion перешла в младший класс прототипов LMP2. Таким образом в П1 остались только 3 команды - Порше, Тойота и частный коллектив ByColles Racing. Тойота решительно настроились на победу. На тестах в Монце они значительно опередили Порше, а также первые две гонки сезона. В Ле Мане же они выставили 3 машины против 2 прототипов Порше.
В Порше немного поменялся состав экипажей. Завершившего карьеру Марка Веббера заменил победитель Ле Мана 2015 Эрл Бамбер. А в другой экипаж вошли Нил Джани, Ник Танди и звезда Ауди Андре Лоттерер.
Прототип 919 пережил значительное обновление к новому сезону. В большей степени оно касалось аэродинамического обвеса. В отличие от Тойоты, Порше изначально представили машину в версии с низкой прижимной силой - именно такой используется на скоростных трассах вроде Монцы, где проходили тесты и самого Ле Мана.
Первые 2 этапа чемпионата остались за Тойотой, у которой был обвес с высокой прижимной силой - он дал огромное преимущество в Сильверстоуне и Спа. В Ле Мане, несмотря на уже большой опыт работы с аэродинамикой, Порше не смогли опередить Тойоту в тренировках и квалификации. Первые 2 места на старотовой решетки заняли японские прототипы.
Гонка началась в идеальных условиях - 28 градусов жары, на небе ни облачка. Тойоты сразу же сильно оторвались от Порше. А через пару часов Порше №2 свернул в боксы - отказал передний мотор-генератор. Ремонт передней оси занял больше 3 часов, и, казалось бы, вывел экипаж из борьбы... Но об этом позже. Одна из Тойот, №8, также столкнулась с техническими проблемами и потеряла много часов в боксах.
Ночью началась "магия Ле Мана", или "японское проклятье" - иначе не объяснить. Сначала выбыла из борьбы машина №7. Во время периода желтых флагов Кауми Кобаяси стоял на пит-лейне и ждал зеленого сигнала светофора, чтобы вернуться в гонку. Тут к его машине подбежал человек в оранжевом комбинезоне и показал большой палец вверх. Кауми принял его за маршала гонки, и тронулся, но настоящие маршалы тут же его остановили. Лже-маршалом оказался гонщик команды Algarve Pro Racing Винсент Капеллар, он просто хотел подбодрить своего коллегу. Но его "добрый жест" стоил Тойоте сцепления. В боксы своим ходом он вернуться не смог, а по правилам Ле Мана это означает сход с дистанции.
Через час-полтора выбыла из борьбы и вторая Тойота, экипаж №9. Она банально попала в аварию - в нее въехал прототип LMP2 команды Manor, причем именно тот, в экипаже которого ехал Виталий Петров. Но за рулем в этот момент был не Виталий :)
В итоге на трассе осталась только Тойота №8, которая намного отставала от обоих Порше из-за долгого ремонта.
Остаток гонки должен был стать легкой прогулки для экипажа №1. Но это Ле Ман, и тут не бывает легких побед. Утром, во время смены Андре Лоттерера, первый 919 сломался. Андре даже пытался сам "оживить" замерший на прямой Мюльсанн прототип, но безуспешно. И произошло то, чего никогда еще не было в современной истории Ле Мана - лидером гонки стал прототип класса LMP2. Могла ли случиться и первая в истории победа младшего прототипа? Кто знает. Но Порше №2 был еще в строю. И проигрывал лидеру час с лишним. До конца гонки оставалось 4 часа.
Тимо Бернард взвинтил темп - теперь его главным соперником было время. И ему удалось. За два часа он смог догнать лидирующую Oreca 07 LMP2 и вышел на первое место. И на этом сражение за победу завершилось. Порше №2 "дожил" до клетчатого флага. А единственная финишировавшая Тойота заняла лишь 8 место. И это означало, что на подиум впервые в современной истории Ле Мана поднялись пилоты младшего класса прототипов. И эта победа стала 19й и, скорее всего, на долгое время последней для Порше. В конце сезона автопроизводитель заявил, что закрывает программу прототипов в гонках на выносливость на неопределенный срок.
Ну а Тимо Бернард, Эрл Бамбер и Брендон Хартли продолжили выигрывать гонки чемпионата и взяли чемпионский титул. Первые два пиллота остались в системе Порше и продолжат работу в гонках на выносливость на машинах гран туризмо. А Брендон Хартли получил предложение от Ред Булл и заменил в команде Торо Россо Карлоса Сайнца.
Модель чемпионского 919 вышла в самом конце прошлого года, как обычно у Спарка. И как обычно - это отличная модель. Такая же хорошая, как и модель 919 2016. В прочем, гоночные модели Спарка всегда идеальны. С нетерпением жду модели других участников Ле Мана.