Несмотря на то, что заводская программа по участию в кольцевых гонках для BMW M1 была свернута, так и не начавшись, эти машины все же засветились в Ле Мане. Силами частных команд с 1979 по 1986 годы на старт марафона выходило 22 доработанных купе.
М1 для Ле Мана существовали в двух вариантах. Первый - это автомобиль из чемпионата “BMW ProCar Cup” почти без изменений - такие болиды подходили в классы IMSA, IMSA GT, группу 4 и для ралли группы B. Второй вариант - машины со значительными переделками: расширенный кузов, большой передний спойлер, увеличенное антикрыло, а также большие воздухозаборники NACA по бокам. Такие болиды состязались в классах группы 5 и IMSA GTX. Обе модификации М1 использовали один и тот же двигатель - атмосферную рядную “шестерку” объемом 3.5 литра мощностью 470 лошадиных сил, такую же, как и на машинах серии прокар.
Вроде бы неплохие показатели, но на самом деле нет. Главный конкурент баварцев, Порше 935, оснащенный оппозитной “шестеркой” с двумя турбинами, располагал мощностью в 590-630 лошадиных сил. В добавок к этому, М1 была не только тяжелее 935го, но и самой тяжелой машиной в классе в принципе.
Помимо слабых динамических показателей, М1 не страдали и излишней надежностью. Отказы двигателей случались очень часто, и считанные экипажи на баварских купе добирались до финиша в Ле Мане. “Ахиллесовой пятой” М1 был демпер коленвала. Без своевременной замены этого компонента двигатель очень быстро выходил из строя, а ремонт отнимал много времени. Еще одним слабым местом было гидравлическое сцепление - по ходу гонки его приходилось неоднократно перезаправлять, что также отнимало много времени. Ну а самыми сложными были поломки коробок передач - регламент тогда не позволял менять КПП целиком, и механикам приходилось перебирать эти узлы - такая поломка практически не оставляла шансов занять высокие места в гонке.
За рулем М1 в Ле Мане выступали известные гонщики - звезды кузовных гонок и Формулы 1. Но отдельно стоит отметить один экипаж - команду БМВ Австралия, выступившую в марафоне 1981 года на купе с номером 53. Помимо профессионала Дэвида Хоббса, имевшего на своем счету одну победу и несколько призов в Ле Мане, в экипаж вошел Эдди Джордан - тогда еще малоизвестный гонщик, но в будущем основатель и владелец команды Jordan F1. А также Стив О’Рурк - менеджер группы Пинк Флойд. В гонке им не везло (в прочем, не везло всем экипажам БМВ М1) - уже через 2 часа после старта автомобилю понадобилась “заправка” и прокачка сцепления. К ночи вышел из строя дэмпер коленвала - еще одна длительная остановка на ремонт. А под конец гонки, на 20м часу, мотор и вовсе отказал, вынудив команду сойти с дистанции. Всего из четырех М1, участвовавших в той гонке, до финиша добралась только одна, и та на 16м месте.
В других гонках чемпионата спорткаров экипажу удалось одержать 2 победы в своем классе - на гонках в Сильверстоуне и Брэндс-Хэтч. Но у оригинального шасси ПроКар, из которого сделали лемановский болид, история куда более впечатляющая. Именно на этой машине в 1979 году выступал Ники Лауда, который и выиграл чемпионат ПроКар. А в 1980 году этот болид достался Хансу-Йоахиму Штуку, который стал третьим по итогам чемпионата.
Модель гоночной М1 уже довольно давно выпустил Spark. И сделана эта модель весьма хорошо. Из всей деталировки впечатляет больше всего двигатель. Да, спарк не поленились, и сделали, хоть и простенькую, но копию силового агрегата, который едва видно в щели воздуховодов в задней части машины. Фотоаппаратом заснять его не получилось, увы. В остальном же - типичный гоночный спарк, отличная модель. Особенно учитывая то, что приобрел я ее на распродаже по гуманной цене - за 1900 рублей. Да, когда-то регулярные новые модели спарка стоили столько, но сейчас такое встречается очень редко. На этом все. Модель могу смело рекомендовать любителям БМВ и просто собирателям гоночных автомобилей с историей. Если, конечно, получится найти ее в продаже.