ЖЕЛТЫЙ АВТОБУС

Mar 27, 2017 10:10

Иногда в песочницу приходят с одинаковыми машинками. Сегодня как раз такой случай. Но, во-первых, песочница большая, а, во-вторых, модели мы видим одинаково, а их оригиналы - по-разному, и я хотел бы поделиться тем, что узнал про желтые автобусы.
Далеко не каждый автобус, выкрашенный желтой краской, является настоящим школьным автобусом. Даже если на нем написано "школьный". Настоящий школьный автобус соответствует множеству специальных стандартов безопасности. Даже желтый цвет не случаен.



Еще в апреле 1939 года в Нью-Йорке состоялась конференция под председательством доктора Frank W Cyr, профессора Columbia University, авторитета образования, известного как "отец желтого школьного автобуса". Именно тогда родилась идея создания стандартизированного школьного автобуса в США.

Причиной апрельской конференции стал рост ДТП с участием школьных автобусов со смертельными исходами. Среди участников были представители производителей шасси и кузовов школьных автобусов. В конце мероприятия был составлен список минимальных стандартов и рекомендаций (конструкция автобусов, длина корпуса, высота потолка, ширина прохода и цвет). Большинство спецификаций с тех пор сильно изменились, но желтый цвет, черные полосы и черные буквы остались неизменными для этого типа транспорта. Причина проста - именно желтый цвет обеспечивает  наилучшую видимость автобуса в утренние и вечерние часы.  В конференции участвовали эксперты из DuPont и Pittsburch Paints. Цвет школьных автобусов впоследствии был принят Национальным бюро стандартов как Федеральный стандарт №595А (разработан в 1956 г.), цвет 13432 (подобно стандарту цветов RAL - коллекция цветов доцифровой эпохи).



Кроме окраски существует масса специальных особенностей школьных автобусов. Это и фонари янтарного и красного цветов, сигнализирующих об остановке и выгрузке/загрузке пассажиров, требующие полной остановки других участников движения, пока световая сигнализация не перестанет работать. Рычаг STOP для обеспечения защиты переходящих дорогу школьников, прекращающий трафик, устройство (плечо безопасности) - барьер, преграждающий попадание детей в слепую зону перед капотом. Со временем обязательными стали светоотражающие полосы, обозначающие габариты автобуса и выделяющие двери и запасные выходы. Но главное для безопасности - это, конечно, конструкция школьного автобуса.



Существует 4 основных типа школьных автобусов в США, отличающихся массой, конструкцией и количеством перевозимых пассажиров:
TYPE A. Автобус или фургон с разрезом передней секции транспортного средства. Дверь водителя слева. Включает в себя два типа А1 и А2.
TYPE B. Двигатель расположен ниже или за ветровым стеклом и рядом с сиденьем водителя. Входная дверь позади передних колес. Существуют B1 и B2.
TYPE C. Школьный автобус с использованием шасси грузовика с капотом и крыльями. Входная дверь за передним колесом. У водителя может быть дверь слева.
TIPE D. Школьный автобус с двигателем рядом с водителем, в базе или в задней части. Входная дверь в передней части кузова.
Существует также тип, включающий в себя универсалы, микроавтобусы с вместимостью менее 10 человек, включая водителя. Внешне они не должны быть идентифицированы как типы A,B,C,D.



Среди стандартов соответствия у школьных автобусов много параметров, например:
Высота салона превышает ударную зону большинства других ТС.
Улучшенная прочность кузова, защищающего пассажиров от ударов и сохраняющего внутренний объем.
Быстрая эвакуация пассажиров (количество и доступ к выходам).



Специальная конструкция мягких сидений с высокими спинками.
Система зеркал и видеокамер (салонные и с зонами обзора вокруг автобуса).



Утвержденная национальная окраска автобуса, предупреждающая других водителей о необходимости соблюдения осторожности.



Считается, что школьный автобус в США - самый безопасный способ доставки детей до места учебы. Встречающееся название принципа «упаковки для яиц» - это, конечно, термин для беспокойных родителей. На мой взгляд, вернее «клетка от внешнего мира». Долгое время велись дебаты по поводу применения в желтых автобусах ремней безопасности. В некоторых округах и в штатах эта мера защиты и ранее была обязательна, но вообще, долго считалось достаточным сочетание жесткости кузова и высоких мягких сидений со специальным каркасом. Интересующиеся темой могут посмотреть массу роликов с краш-тестами и сделать выводы. Там видны и удары головами соседей на одном мягком диване и полеты в крышу при опрокидывании автобуса.



Главным средством обеспечения безопасности школьного автобуса является принцип построения его пассажирского отсека. У этих автобусов скелетная конструкция, что делает ее чрезвычайно крепкой. Пол автобуса является самым прочным элементом. По мнению профессиональных спасателей, пол - последнее, через что стоит пытаться попасть в аварийный автобус. Он состоит из стальных элементов с расстоянием примерно 12 дюймов друг от друга по всей длине автобуса. Затем листовой металл над каркасом и фанера чернового пола. Поперечные рамки, определяющие ширину кузова, - единые силовые элементы, работающие от одной стороны автобуса до другой, защищающие геометрию при боковом ударе. Пол по периметру окружает стальная шина, служащая направляющей для сидений. Кроме того, под окнами и под стальной крышей идут профилированные элементы, что придает дополнительную прочность и защиту. Задняя часть автобуса имеет каркас от пола до крыши, усиленный вставками для прочности. Конструкция заднего бампера создает дополнительную защиту этой панели.



Автобус покрыт оцинкованным листовым металлом.  Большинство вариантов аварийных выходов находятся в задней части, при большой длине автобуса - еще и в центральной части. Аварийные выходы открываются наружу и могут быть открыты снаружи и изнутри. Окна из многослойного безопасного стекла или закаленного безопасного стекла. Стекла обычно устанавливаются в резиновых уплотнителях со всех сторон.

Собственно, становится понятно почему желтые школьные автобусы разных производителей так похожи друг на друга и на большой сарай. Вытянутые вверх окна обусловлены частотой силовых элементов. Ведь это особый тип транспортных средств, отличающийся от других автобусов проектными характеристиками, утвержденными федеральными и государственными правилами.



Компания Ward Body Works, штат Арканзас, построила свой первый школьный автобус в 1936 году. В 1960-е годы владелец компании Чарльз Уорд провел независимые тесты, связанные со структурной целостностью кузовов: удары автомобиля в корпус автобуса и его опрокидывание с насыпи. Рекламные материалы (несмотря на явный почтенный возраст) позволяют ознакомиться и с принципами конструкции корпуса желтого автобуса.



Трудно сказать, чего в этих тестах было больше - конкуренции или безопасности, но выводы испытаний будут частично использованы в правительственных рекомендациях для школьных автобусов в части прочности соединения элементов кузова и количества крепежных соединений. В США в ту пору было 6 основных производителей школьных автобусов:
Blue Bird Body Co. of Fort Valley, Ga.;
Carpenter Body Works, Mitchell, Ind.;
Superior Coach Division, Lima, Ohio;
Thomas Built Buses, High Point, NC;
Ward School Bus Co., Conway, Ark.;
Wayne Corp., Richmond, Ind.

Большинство из них использовало для обшивки большое количество листов металла, соединенных заклепками. Расстояние между которыми было широко - от 4 до 10 дюймов, что не способствовало конструктивной прочности. С 1971 года в корпусе Уорда (в результате осмысления проведенных испытаний) заклепок стало в два раза больше. Другие крупные производители также увеличили количество соединений. В течение 70-х годов Уорд стал одним из крупнейших производителей школьных автобусов с долей рынка до 25%. Многие компоненты модели Ward Volunteer (волонтер, доброволец) используются и сегодня.



С конца 70-х из-за сильной конкуренции дела в компании пошли неважно и она после банкротства была поглощена AmTran в 1980 году. Интересно, что марку Ward для сегмента школьных автобусов сохранили, постепенно проводя ребрендинг (до 1992 г.).

Несмотря на предупреждения о проблемах после независимого тестирования, изменения в федеральных стандартах, касающиеся прочности кузовов желтых автобусов, начали вступать в силу только с 1 апреля 1977 года много позже гибели четырех учащихся 2 октября 1967 г. Грузовик разорвал школьный автобус на части, скручивая металлическую оболочку, оставляющую острые края. Еще 9 детей получили ранения. Национальный совет по безопасности на транспорте нашел, что автобус развалился слишком легко. Верхняя часть оторвалась от пола со множеством жестких и острых поверхностей. Причину низкого качества многих автобусов тех лет объясняет знакомая нам по нынешним временам система заключения контрактов на торгах по самым низким ценам.

Модель представляет собой копию GMC S6000 School Bus (Type C) второго поколения (1984-1991 гг.) - школьного автобуса на шасси B-Series грузовика средней грузоподьемности, практически идентичных Chevrolet и GMC C/К.



Первое поколение существовало с 1967 по 1983 г., третье с 1993 по 2003 г. Шасси оснащалось двумя типами бензиновых двигателей V8 16V (6,0 или 7,0 л) или Detroit Diesel V8 16V (8,2) л. Крайний автобус, понравившийся мне из журнальной серии Autobus et autocars du Monde издательства Hachette.



Про модель особо говорить нечего, все видно на фото.



Как это бывает, пока модель была доступна, она меня не зацепила. Главным образом из-за многочисленных упрощений оптики, присущей именно школьным автобусам. Хорошо, что позже была одна по сниженной цене, без журнала и с дефектной установкой салона. Дно пластмассовое, сам автобус - металлический. Вполне узнаваемый.



Почему для сопоставления размеров именно ЛиАЗ. В середине 80-х годов у нас стали запросто возить школьников на сельхозработы. Сопровождение ГАИ было, но в одну из таких поездок,  в пригороде Томска столкнулись встречный грузовик и ЛиАЗ-677, перевозящий детей в колонне. Дело было давнее, не помню, кого признали виновным. Кто-то из водителей не успел вернуться на свою полосу, объезжая препятствие. Удар пришелся в заднюю площадку, излюбленное место мальчишек, и шестеро из них погибли по дороге на чужую картошку. Случай по советским меркам был дикий. Напоминают сейчас об этом только маленькая табличка возле школы «В память о трагически погибших…» и посаженные деревья. Некоторое время после этого случая головная и замыкающая машины сопровождения колонн шли по встречной полосе, останавливая весь трафик, но потом все забылось. Да и время бесплатной детской рабочей силы вскоре закончилось. А у нас в стране до сих пор нет специализированных автобусов для перевозки детей, хотя бы относительно безопасных. Желтую краску и шкаф для ранцев в нынешних поделках я, естественно, не засчитываю. Спасибо, что дочитали до последних строк.

автобусы, журнальные серии, gm

Previous post Next post
Up