"... У торца нашей пятиэтажки (не во дворе, поскольку дворы были узкие, а ставить машины на газонах тогда было не принято) стояла светло-серая "Победа" - в моём представлении совершенно недоступная (хотя бы посидеть!) роскошь. А утром по двору полз тоже серый, только уже более тёмного - мышиного оттенка мусорный ГАЗ-51. Сидя на кухне, я смотрел через стекло, как в него аккуратно пересыпали содержимое баков, вынесенных из подъездов..."
Так начинается книга, что появилась пару недель назад - "Авто и биография" Сергея Канунникова, изданная тиражом всего пять сотен экземпляров. И это очень важная книга, потому что ничего подобного у нас не появляется, несмотря на изобилие автомобильной литературы, обрушившееся на изголодавшихся читателей за последние годы. Автор, долгие годы проработавший в журнале "За рулём", не просто ходил на работу ради зарплаты - книгу писал автолюбитель в самом прямом и буквальном смысле этого затёртого слова. Свидетельством тому - множество автоских фотографий, иллюстрирующих рассказ: автомобили на улицах Москвы 1960-х и 1970-х, снятые неказистой "Сменой-8М". Знакомо? Многие из нас тоже бродили с фотоаппаротом по улицам и снимали автомобили, да не все потом работали в главном автомобильном журнале страны. Сергей Канунников в предисловии извиняется перед читателями, дескать и жанр непонятный, и книга получилась странная. Да ничего, в общем-то, странного - получилась субъективная история автомобилизации страны, написанная человеком, долгие годы варившемся (и продолжающим это делать) в котле автомобильной журналистики. И это ценно и интересно: факты в книге изложены понятным языком, а повествование - логично и достаточно увлекательно, чтобы осилить за вечер все 160 страниц книги.
И вовсе это не субъективные заметки, как пишет о книге автор в предисловии: логика глав и историй вполне чётко просматривается и охватывает всю историю автомобилизации страны - от Русско-Балтийского завода до Сайбера, что собирали на ГАЗе под именем Volga. Здесь и ночной рынок запчастей на МКАД, и трофейные машины на улицах Москвы, и краткая история автомобильных заводов, приправленная эпизодами из жизни - эти-то эпизоды во многом и объясняют, почему всё было именно так, как было и никак иначе. Очень важно, что такие свидетельства заинтересованного очевидца легли на бумагу - нынче ведь история переписывается в других тонах и с другими акцентами.
"... И сейчас ещё (и особенно сейчас!) всё настойчивее звучит приторно-занудное брюзжание о временах, когда по чистым и просторным улицам советских городов, вдоль нарядных дворцов с портиками и колоннами, неторопливо, блестя богатым хромом, проезжали редкие ЗИМы и "Победы". В первом, вероятно - профессор, во втором - композитор. И оба, скорее всего, с наемными водителями. Никаких тебе пробок и "безликих" иномарок! Идиллия... Особенно, если числить себя тем профессором или композитором, а не тем, кто давится в переполненном автобусе, которого всё-таки довелось дождаться в мечтах о машине - ну хоть какой-нибудь!..."
И про импортные машины актёров и режиссёров в книге можно почитать, и про отечественный автоспорт, и даже история ВАЗовского дизеля подробно изложена. Нашлось место и военным автомобилям, и представительским - причём всё это читается легко, а точка зрения автора понятна, адекватна и обоснована.
Недостатки у книги, конечно же, есть - как же без них? Об одном сразу предупреждает автор, вручая экземпляр издания: часть любительских фотографий при печати перетемнили и на них сложно что-то разобрать. Второй - опечатки: их довольно много, но они не существенны и сути рассказа не меняют.
Ну и об импортных аналогах: не могу не отметить, что книга Канунникова по духу и формату подачи материала (рассказ субъективной истории автопрома с небольшими иллюстрациями в конце каждой главы) чертовски похожа на
книги Джеймса Рупперта - одного из авторов (сопадение) крупнейшего и известнейшего автомобильного журнала Autocar: Рупперт излагает историю
британского и
немецкого автопрома, также иллюстрируя рассказ эпизодами из своей жизни. Совпадение это или образец - в общем-то и неважно: история-то наша рассказывается и формат изложения выбран не худший.
Это хорошая книга, которую стоит прочитать. Тем более тем, кто бывает здесь.
Канунников С.В.
"Авто и биография"
Москва, АП "Столица", 2016 - 160 с. ил.
ISBN 978-5-906863-06-5
Цена 250 руб.
Резервная копия записи находится здесь:
http://diecast43.dreamwidth.org/452620.html
Навигатор по журналу