Автомобили BMW с самых своих первых дней - как только стали они не Dixi, а BMW - участвовали в автомобильных соревнованиях. Первую победу и признание частных гонщиков концерну принесла троица малолитражек BMW 3/15 DA2, которые выставили на Альпийское ралли 1929 года - публика только в июле узнала о том, что BMW стал автопроизводителем, а спортивные разделы газет уже писали об успехах марки. На протяжении 1930-х автомобили BMW побеждали в самых разных гонках и конец десятилетия и мирной жизни они встретили на вершине спортивной славы - об успехах BMW 328 с футуристическими обтекаемыми и суперлёгкими кузовами Superleggera работы итальянской Carrozzeria Touring мир читал в газетах и слышал по радио очень часто.
Послевоенные годы были для концерна непростыми, поэтому в автоспорт автомобили BMW вернулись только с появлением модели BMW 700: малолитражка с двухцилиндровым оппозитным двигателем была лёгкой, а из моторчика удавалось выжимать до 70 л.с. Результат - первые места в классе на кузовных гонках, популярность у частных гонщиков и тот самый - уже основательно за прошедшие годы подзабытый - имидж производителя спортивных автомобилей. Дальше - больше: и первый европейский автомобиль с турбо-двигателем BMW 2002 Turbo, и успехи в кузовных гонках большого купе BMW 3.0 CSL, и приглашение мощного спортивного менеджера из Форда для развития спортивной темы в рамках концерна. И - наконец - решение строить машину под требования групп 4 и 5 FIA: это была вершина чемпионата серийных машин (под Группу 4 с 1976 года надо было изготовить 400 экземпляров), дальше - только прототипы.
История с разработкой и производством BMW M1 - довольно известная: отсчёт принято вести с концепт-кара 1972 года BMW Turbo, который на фоне энергетических и финансовых катаклизмов начала 1970-х в серию не пошёл, облик M1 заказали у Джорджетто Джуджаро, а производство поручили Lamborgini - кто, как не итальянцы были способны сделать суперкар быстро и рачительно?
К тому же был успешный опыт с довоенными BMW 328 - итальянский кузов плюс немецкая техника. Но если Джуджаро, нарисовавший автомобильную эпоху второй половины XX века, со своей задачей справился, то компания Ламборгини была в тяжелейшем положении и сроки поставки сорвала. Ходят легенды, как парни из BMW извлекали у итальянцев готовые прототипы и оснастку - но время было упущено и производство требуемых для омологации машин затянулось - о внезапном появлении и доминировании на трассах уже речь не шла. Но из запущенного в производство проекта надо было извлекать рекламную прибыль и при помощи Макса Мосли вскоре организуют моно-чемпионат BMW M1 Procar - в нём частники за рулём BMW M1 смогут помериться силами с сильнейшими гонщиками Формулы 1 (пятеро из них по результатам квалификации занимали места за рулём M1 заводской команды). Пару сезонов - 1979 и 1980 гоночные версии BMW M1 мелькали на страницах газет и журналов, а за рулём их сидели ярчайшие гонщики тех лет - и Ники Лауда, и Нельсон Пике, и многие другие.
Неспешное производство требуемых 400 экземпляров завершилось в конце 1980 года и машины получили омологацию FIA группы 4 только 1 декабря 1980 года - но к тому времени BMW уже готовилось войти в мир Формулы 1 и ресурсов для планируемых битв силами BMW M1 уже не было. А после сезона 1982 года канут в лету Группы 4 и 5, под которые строились BMW M1 - история интереснейшей машины, шестицилиндровый двигатель которой развивал 470 л.с. в атомосферной версии и до 850 сил с турбиной - закончится. Если б не трудности Ламборгини - всё могло быть по-другому.
Модель на фотографиях - Minichamps давнишней выделки, разработанный в конце 1990-х: модель достаточно точна и аккуратна, но нынче научились и грани чётче передавать, и детали точнее прорабатывать. Особой альтернативы ей нет, поэтому на полках собирателей стоит именно этот вариант - спор может идти только о выборе цвета:
красный или
оранжевый брать.
Сумятицу вносит и сам концерн - в музее BMW зал с автомобилями M-серии залит красным цветом и разобрать, какой краской крашена машина - весьма затруднительно. На фирменных фотографиях в фирменных книгах BMW M1 всегда красного цвета.
Модель на прототип похожа безусловно, но пятнадцать лет назад Minichamps хуже умел изображать резкие грани: стык задних фонарей и кузова - не лучшее место в модели. Шильдики - на положенных им местах, но выхлопные трубы заварены наглухо:
Донышко - простецкое, но кто знает, как М1 выглядит снизу?
Первый среди М-двигателей - легендарный M88 от BMW M1: в дорожной версии с него снимали 277 л.с., для гонок форсировали до 470, а с турбиной он выдавал 850 л.с. со своих трёх с половиной литров:
Lamborghini Countach и BMW M1 - современники, нарисованные разными итальянцами-конкурентами: космические линии Марчело Гандини из Bertone и лаконичные грани Джорджетто Джуджаро от имени его ItalDesign.
А это - дети одного отца: и
Lotus Esprit, и BMW M1 рисовал Джуджаро - родственность налицо, но машины безусловно разные:
Модель выпущена в те времена, когда Minichamps ещё не догадался повышать раритетность своих моделей указанием тиража на подиуме:
А сам подиум, изготовленный из полистирола, плавился в местах контакта с резиной колёс:
Модель автомобиля: 1978 BMW M1
Наименование модели: BMW M1 Street 1978/81 Red
Производитель: Minichamps
Дата выпуска: май 1996 года (?)
Каталожный номер: 430025022
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: модель BMW M1
Субъективная оценка: 8/10
Резервная копия записи находится здесь:
http://diecast43.dreamwidth.org/397850.html
Навигатор по журналу