Созданная для колхозов, эта машина может появится у вашего дилера Lada уже в этом году.
В сравнении с испытательным полигоном в Тольятти тем пасмурным ноябрьским днём, наша трасса MIRA, обычно открытая всем ветрам, стала казаться такой же гостеприимной, как Трафальгарская Площадь. Было около полудня, но казалось, что только светает. Всепоглощающая серость зимой в России вместе с ожесточённым ветром давали ощущение, что температура гораздо ниже реальных минус двух градусов. Пока наша группа, закутанная в тяжёлые пальто, куртки и специально купленные по этому случаю меховые шапки брела к скоплению автомобилей Lada, я вспоминал старую присказку нашего отдела испытаний, что русские автомобили должны быть прочными потому что могут однажды затеряться ночью в степях.
Русские, я думаю, были не готовы к энтузиазму британских автомобильных журналистов. «Вы же, конечно, не все хотите проехаться за рулём?», спрашивали сопровождающие нас хозяева во время посещений завода, гидроэлектростанции, жилищ рабочих, объектов соцкульбыта и тому подобного. Мы сказали, что хотим - даже ценой очередного спортивного центра или очередного куска мяса с водкой. Русские не были б собой без гостеприимства, но их совершенно не привлекала мысль, что мы могли бы самостоятельно ездить, где вздумается. Так мы и оказались на испытательном полигоне.
К каждой блестящей Ладе, предоставленной нам, прилагался выделенный заводом испытатель, который по-русски инструктировал нас, как проходить компактную тестовую трассу. Поскольку я не знал, как будет по-русски «налево» или «направо», общение шло трудно. Может, конечно, по-русски «быстрее» и звучит похоже на наше «медленнее», но каждый раз на подходе к профилированному виражу на 120 км/ч, который выглядел для меня как профилированный вираж на 120 км/ч, мой сопровождающий становился очень взволнованным и жестами показывал, что надо сбросить скорость. Как только мы теряли скорость, необходимую для плавного прохождения виража, он начинал меня понуждать разгоняться. Поэтому мои впечатления от новой для нас Lada 1600 остались невнятными. Я теперь знаю, что она на самом деле уверенно катится по ужасающему булыжнику, по которому я никогда не собирался ездить. Но так как Lada 1600, за исключением объёма двигателя, очень похожа на 1500 да и на все седаны Лада вообще, то наш тест Lada 1300ES в этом же номере будет в любом случае более ценным и полезным источником информации.
Но основным объектом нашего внимания был автомобиль, выбивающийся из привычного ряда седанов Лада - и, на самом деле, из нормального ряда автомобилей вообще. Это Нива 2121. Угловатый, грубого вида универсал сидит высоко на колёсах, что кажутся велики для этого компактного кузова. И эта машина уникальна. Для Нивы предлагается постоянный полный привод с центральным дифференциалом и понижающей коробкой. Машина практичная, хотя небольшая, а пассажиров и груз везёт двигатель объёмом 1600 куб.см.
Есть и другие маленькие полноприводные машины, конечно, как например Subaru Estate, что мы недавно тестировали, или новоявленные мини-джипы Daihatsu. Россия производит полноприводные машины, довольно-таки похожие на Mini-Moke по имени ЛуАЗ, а также более крупные сурового облика машины Tundra - в своём роде эквивалент Лэнд Ровера, показанный в прошлом году на Франкфуртском Мотор-Шоу. Но нет ничего близкого к Ниве, которая стремится объединить комфорт с повседневной практичностью небольшого автомобиля и внедорожными возможностями джипа. Фактически мини-Рэйндж-Ровер.
Во всём мире есть немалый спрос на транспортные средства такого рода и в то время как многие владельцы Рэйндж-Роверов в Британии никогда не используют внедорожный потенциал своих дорогих машин, некоторые другие страны страдают от отсутствия автомобилей, которые могли бы провезти везде, по дорогам или без, с комфортом. Возьмите бескрайние просторы России, к примеру. Только пятая часть официально обозначенных дорог имеет твёрдое покрытие. Большую часть года погода и дороги находятся в плохом состоянии. Русские разработали Ниву для себя, и хотя они видят экспортный потенциал машины в странах, имеющих схожие условия, они выглядели удивлёнными энтузиазмом нашим и экспортёра русских машин в Британию Satra Motors. По мнению производителя, для Нивы есть 27 миллионов квадратных километров в СССР. Мы должны были обойтись искусственными бетонными препятствиями на трассе в Тольятти. Моя поездка была короткой, но достаточной, чтобы подтвердить - Нива похожа на легковой автомобиль в управлении, несмотря на высокую посадку и некоторую тяжесть управления. И хотя она не очень тихая, но в основном свободна от завываний трансмиссии, свойственной многим полноприводникам. Ход на плохой дороге довольно ровный и комфортабельный. Внедорожные препятствия на полигоне в Тольятти были недостаточно грязные, чтобы испытать тяговые возможности, но скачки по мощёным проездам Тольяттинской трассы напомнили мне, что, как мы недавно обнаружили в случае с Matra Rancho, дорожный просвет и ходы подвески более важны для этого типа автомобилей на сухих покрытиях, нежели собственно привод на четыре колеса.
Нива справлялась с труднопреодолимыми бетонными препятствиями без проблем и ропота благодаря девяти дюймам дорожного просвета и минимальным свесам спереди и сзади, а не по причине полного привода. Но когда дорога становилась липкой грязью, Нива давала уверенность, что справится и с этим вполне достойно. Как и Range Rover она имеет постоянный полный привод и два дополнительных рычага - один включает пониженную передачу, второй - блокировку центрального дифференциала.
В соответствии с данными производителя, Нива весит 2535 фунтов и может увезти около 1000. Двигатель от седана Lada 1600 имеет мощность 76 л.с. Не стоит ожидать особых достижений в разгонной динамике, производитель заявляет приемлемые 23 секунды до 60 миль/час. Максимальная скорость заявлена в 80 миль/час. «Это одна из самых быстрых машин на автомагистралях» гласит реклама. Я могу подтвердить, что она разгоняется до 70 миль/час под заметный аккомпанемент внедорожных покрышек размерностью 6.95 х 16.
Производитель заявляет, что машина может увезти пятерых в комфорте. Мы загрузили пятерых, но они не могли пожаловаться на избыток свободного места. Кузов Нивы невелик и хотя имеет заднюю дверь и складное заднее сиденье, ограниченный объём внутреннего пространства и высокая погрузочная высота могут стать основными недостатками для универсального использования. Отделка внутри практична, жёсткий винил и резиновые коврики на полу, при этом оснащение вполне достаточно. Передние сиденья раскладываются.
Внутри есть несколько признаков родства Нивы и ФИАТа - ну или знакомые детали от седанов Lada. Нива ничем не обязана фиатовским конструкторам, но при этом около 50 процентов деталей являются общими с седанами, включая двигатель, четырёхскоростную коробку передач, задний мост, заднюю подвеску и некоторые детали независимой передней подвески. Шарниры равных угловых скоростей в переднем приводе типа Hardy Spicer производятся по лицензии GKN в Тольятти. Кузов не имеет ничего общего с седанами.
Около 5000 автомобилей Нива были сделаны и проданы в России, план на 1980 год - 50 000 и Satra надеется получить что-то из этого количества для продажи в Великобритании. Переделка под правый руль, впрочем, будет непроста. Цены, если их начнут продавать? Сложно сказать. Русские цены не значат ничего, потому что самый дешёвый седан Лада продаётся по цене, вдвое превышающей его стоимость в Великобритании. Но можно ориентироваться на тот факт, что Нива стоит на 35 процентов дороже среднего по цене седана Лада в России. Если такое соотношение сохранится, то это будет выгодная покупка полноприводника. Нива может обладать лишь малой толикой от размера и мощности Рэндж Ровера, ей недостаёт отделки, но и стоит она более чем вдвое дешевле.
Журнал
Autocar от 14 января 1978 года
www.autocar.co.ukОпубликовано на основании письменного разрешения правообладателя в вольном халтурном переводе
Резервная копия записи находится здесь:
http://diecast43.dreamwidth.org/322295.html
Навигатор по журналу