100 лет назад: ДЮЖИНА ЛЮБОПЫТНЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ

Jan 24, 2012 22:26

Оригинал взят у oldtimer_ru в 100 лет назад: ДЮЖИНА ЛЮБОПЫТНЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ

1). Лазурный берег встретил путешественников отнюдь не курортной погодой, что дало Вадиму Михайлову повод пошутить: «в Монако мы приехали с петербургским воздухом, чем, быть может, и объясняется холод, царивший на Сöte d`Azur во все время нашего там пребывания».

2). Несмотря на морозную и снежную погоду, большую часть пути гонщики проехали не только без ветрового стекла, но и со сложенным тентом. Иначе, в отсутствие обогревателей и очистителей стекла, двигаться было абсолютно невозможно.

3). В систему охлаждения Руссо-Балта вместо воды был залит чистейший спирт. Топливный бак машины вмещал 120 литров бензина. За время гонки было израсходовано 600 литров бензина из расчёта 18л/100км.

4). В ралли 1912 года стартовали 83 экипажа из России (С-Петербург), Франции (Париж, Гавр, Булонь), Германии (Берлин), Австро-Венгрии (Вена), Бельгии (Брюссель), Голландии (Амстердам), Италии (Турин) и Швейцарии (Женева). До финиша добрались 59.




5). Суть соревнования заключалась в следующем: из разных стран и городов в разное, строго определенное с учетом дальности пути время, стартовали экипажи участников. Самый длинный маршрут начинался в Санкт-Петербурге (3260 км), самый короткий - в Турине (544 км). Финиш для всех единый - на набережной Кондамин в Монте-Карло. Расчет велся исходя из средней скорости движения, с обязательным прохождением контрольных пунктов. Ремонтировать двигатель и детали шасси по ходу гонки было запрещено, и поэтому они пломбировались. В общем, это было, так называемое, ралли "со звездным сбором", которое получило впоследствии огромную популярность.

6). Русский экипаж финишировал первым, на целых шесть часов раньше ближайшего преследователя. Однако в итоге занял лишь 9-е место в общей классификации (поскольку правила подсчёта очков были весьма непрозрачны и запутаны - комиссией учитывалось число комфортабельных мест на автомобиле и удобства, количество перевозимого багажа, элегантность, чистота и т.п.). Оргкомитет ралли, определяя нормы и время пробега, не принял в расчет трудности зимнего пути в России, дороги которой заметно уступают дорогам Западной Европы. В середине маршрута нашим гонщикам, измотанным четырьмя-пятью днями труднейшего пути, пришлось вступить в соревнование со свежими участниками, стартовавшими с гораздо более близких дистанций. Дополнительная и непредвиденная трудность заключалась в том, что Михайлов из-за травмы руки был потерян как водитель и русские гонщики не могли вести машину, как их соперники, по очереди, попеременно отдыхая.

7). В Монако Нагель получил 1-й приз маршрутов, 1-й приз выносливости и 6000 франков. В России - орден Святой Анны III степени. Это была первая в нашей стране государственная награда, пожалованная за спортивные успехи в автомотоспорте!

8). Чрезвычайно неудобное для всех участников время проведения соревнований было выбрано не случайно: именно зимой в казино и на пляжах Монте-Карло затишье. Надо каким-то образом подогреть интерес богатых туристов. Вот и родилась у председателя крупнейшей в княжестве компании - "Общества морских купаний" идея, поддержанная принцем Монако - проведение ежегодных автомобильных заездов. Так на рубеже 1910 и 1911 годов возникла традиция, продолжающаяся и по сей день - "Rallye-Automobile-Monaco".

9). Прокатившись ещё 1000 вёрст по средиземноморскому побережью, герои отправились в Петербург поездом из Лиона: гонщики - в вагоне первого класса, машина - в деревянном ящике.

10). За несколько дней до старта Нагель совершенно случайно узнал, что двигатель автомобиля, предоставленного ему Русско-Балтийским вагонным заводом для пробега в Монако, имеет алюминиевые поршни. Оказывается, эта машина служила для различных испытаний различных систем поршней, и последний испытуемый комплект был на ней оставлен. В то время за границей ещё не производили опыты с алюминиевыми поршнями. Времени на замену поршней уже не было и Нагель рискнул. Всю дорогу до Монако он ехал под страхом поломки поршней, тем более, что машину приходилось всё время форсировать - вначале передвигаясь по глубокому снегу, а затем преодолевая сильные подъёмы. Доехав до места назначения вполне благополучно, Нагель поверг в немалое изумление светил автомобильного мира, рассказав им об этом невольном испытании.

11). На ралли "Монте-Карло" 1912 года средняя суточная скорость устанавливалась в 20 км/час, т. е. за сутки гонщики должны были проходить 480 километров. Но пилотам ещё нужно время на сон и обслуживание автомобилей, поэтому реальная средняя скорость, с которой должны были ехать гонщики, вырастала до 50-60 км/час. Учитывая состояние дорог в 1911 году, когда асфальт повсеместного распространения не получил, а участникам ещё и нужно было ориентироваться по картам на незнакомой местности, это был очень серьёзный темп.

12). Нагель считал, что победить ему помогли отменные качества русского автомобиля, в интервью после финиша он сказал: "В этом исключительном по своим трудностям состязании и только благодаря идеальной работе машины и шин мне удалось прибыть первым в Монако… Уход за машиной ограничивался наливанием бензина и масла и только один раз - в Лионе - доливание воды (2-3 стакана). Ухода за шинами не было никакого - как они все четыре вышли с петербургским воздухом - так с ним же и едут обратно по железной дороге вместе с автомобилем. Мотор за весь путь не дал ни одного перебоя и как при температуре минус 19 по Реомюру и тяжелом бензине, так и при плюс 15 по Реомюру на легком хорошем бензине давал одинаковую мощность, пускался с четверти оборота и работал одинаково ровно при тихом и полном ходе… Честь и слава Русско-Балтийскому вагонному заводу и шинам "Колумб" товарищества "Проводник".

автоистория, русско-балтийский

Previous post Next post
Up