Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 сентября 1977 г. «О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве» и от 8 января 1981 г. «О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан» породили огромное количество советских дачников. Дачник советский - это вам не праздный дачник дореволюционный, задача советского - прокормить себя, а не набраться сил, прохлаждаясь на свежем воздухе. А чтобы использовать вверенные партией и правительством шесть соток на все 100%, а потом - еще раз, необходим собственный транспорт посерьёзнее велосипеда. И многие тысячи новоиспечённых земледельцев задумались о приобретении ранее совершенно ненужного автомобиля. Большинство из них вскоре стали автовладельцами, многие - сели за руль "Запорожца" ЗАЗ-968М.
История «Запорожцев» замерла после смены 965-ой модели на 966. Все последующие модернизации и доработки лишь незначительно изменяли облик и техническую сущность автомобиля. Дизайн, позаимствованный у NSU Prinz и являющийся вариацией на тему Chevrolet Corvair, был вполне актуален в 60-х, привычен в 70-х и безнадёжно устарел к 80-м. Примелькавшийся за десятилетия облик автомобилей ЗАЗ, был последний раз приведён в соответствие требованиям времени в конце 70-х годов. Автомобиль лишился хрома, «ушей», получил новую переднюю панель и был слегка модернизирован. Авторам 53-го выпуска журнальной серии «Автолегенды СССР» удалось растянуть описание новшеств ЗАЗ-968М на полноценный журнальный выпуск. Снимаю шляпу. Когда не остаётся ни истории, ни легенд, ни событий - а мы уже поставили на полку выпуски, посвящённые ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968А - придумать наполнение на новый журнал становится непростой задачкой. Впрочем, журнал довольно поверхностен и не содержит даже информации о количестве выпущенных автомобилей.
«Запорожец» был первой - а для многих и единственно доступной - ступенью автомобилизации отдельной ячейки советского общества. В середине 80-х его стоимость хоть и перевалила за 4 тысячи рублей, но срок ожидания сократился (примерно в то же время стал заметно снижаться спрос и - соответственно - сокращаться очереди на «Москвичи») и результатом стало довольно большое количество ЗАЗ-968М во дворах больших и малых городов. В этот же период практически повсеместно прошла широкая волна раздачи садовых участков - партия и правительство наконец-то осознали, что Продовольственная программа не в состоянии прокормить население 1/6 части суши и дало возможность советским гражданам выращивать себе пропитание на выделенных шести сотках. На багажниках последней модификации «Запорожца» перевезено огромное количество мешков с цементом, досок, фанеры и прочих «строительных материалов» на «фазенды» счастливых дачников и - в обратном направлении - не менее впечатляющий объём урожая, выращенного своими руками. Благо, неприхотливый и простой по конструкции «Запор» безропотно сносил многократный перегруз, а расположенный над ведущей осью двигатель и плоское днище позволяли проехать по таким буеракам и грязевому месиву, где нормальный современный автомобиль проехать не мог в принципе.
Был такой трудяга и в нашей семье - установленный на его крышу багажник так и не снимался ни разу за двадцать лет, а количество грузов и пассажиров, перевезённых этим «Запорожцем» не поддаётся исчислению, хотя общий его пробег едва превысил 40 тысяч километров за два десятилетия - основной маршрут дом-дача-дом составлял всего 24 км, а в дальние пробеги на нём ездить никто не отваживался. Году в 89-м под окном, где стоял наш "Запорожец", четыре из десяти припаркованных машин были тоже «Запорожцы» и эта картина изменилась лишь в начале 2000-х.
Примелькавшийся, привычный и родной облик ЗАЗ-968М китайским товарищам передать удалось, но недостатков полно. Вид спереди портят маленькие фары со слишком толстой окантовкой, вид сзади - одноцветные пластиковые фонари, которые великоваты (на реальном автомобиле оранжевые секции поворотников и белые фонари заднего хода сильно выделяются и формируют облик задка), бамперы лишились хрома и эти чёрные полосы спереди и сзади делают модель менее похожей на оригинал. Вентиляционная решётка на капоте залита краской и не тонирована, а проём лобового стекла искажён. Традиционные широченные лапти вместо положенной узкой резины. Огромная щель между пластиковой вставкой заднего стекла и кузовом. И, разумеется, гламурненький розовый цвет, названный «коралловым». Какой же клоун придумал покрасить «Запорожец» в такой цвет? В общем - не модель, а заготовка для конверсий. Но альтернативы - нет.
Модель автомобиля: ЗАЗ-968М "Запорожец"
Наименование модели: ЗАЗ-968М "Запорожец"
Производитель: PCT (IST) по заказу ДеАгостини
Дата выпуска: 15 февраля 2011
Каталожный номер: отсутствует
Серия: журнальная "Автолегенды СССР" №53, заявленный тираж 125 000 экз.
Краткое мнение: заготовка для конверсий странного цвета
Субъективная оценка: 3