Было время, когда обзор европейского автопрома занимал не один журнальный разворот в нескольких номерах подряд, а разнообразие самобытных автомобилей на просторах Европы поражало неподготовленного читателя. Советские автомобили попадали в раздел экзотики, и её обзор имел мало общего с оценкой потребительских свойств в журнальных тестах или попыткой угадать тенденции развития отрасли. А соседями России на страницах британского журнала Autocar, в заключительной части обзора европейских автомобилей, стали Швеция, Голландия, Австрия, Чехословакия и Восточная Германия - малоизученные с точки зрения британского обывателя автомобильные державы. Было это в 1965 году.
В финале обзора автомобильной промышленности Европы 1965 года представлены страны с противоположных полюсов политического мира - от чистейшей демократии до полного коммунизма. Швеция, Голландия и Австрия - по одну сторону занавеса, Россия, Чехословакия, Восточная Германия и Польша - по другую. Впрочем, участие Польши - весьма незначительно, их автомобили если и можно встретить за границами коммунистического блока, то очень редко.
На протяжении многих лет советские автомобили были бледными копиями американской продукции до- и послевоенного периода, но на последнем London Motor Show они удивили всех нас, представив Москвич-408 - изящный маленький семейный седан, дизайн которого кажется стянутым у итальянских или японских дизайнеров.
Все автомобили из этого обзора были созданы для определённой цели - в Швеции, надёжные и с хорошим отопителем, для противостояния скандинавским дорогам и зимам; в Голландии - с малой мощностью - ведь у них мало холмов, на которые надо взбираться; а коммунистические автомобили имеют тенденцию быть как можно проще и надёжнее: сервисных станций мало и они редки, а если автомобиль выходит из строя и владелец не может его починить самостоятельно, то машина встанет на прикол на очень долгий срок. На Востоке автопроизводители весьма ограничены в возможностях установки допоборудования, поэтому их автомобили выглядят несколько старомодно на фоне современных популярных моделей.
Швеция - Volvo
Основа всего модельного ряда Вольво - надёжный четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1778 см3, который весьма традиционен по конструкции и экстремально надёжен. В паре с одним карбюратором этот двигатель устанавливается в четырёхдверный седан модели 121, двухдверку 131 и в универсал модели 221, развивая 75 л.с. Со вторым карбюратором и в немного доработанном виде этот двигатель используется для модели 122S, в то время как более мощная версия - 96 л.с. - используется для купе 1800S. Все седаны продаются в Британии и имеют схожие очертания. Единственное исключение - модель PV544, довольно брутальный на вид автомобиль, до сих пор продающийся в Швеции и известный стороннему наблюдателю как раллийный автомобиль.
Вольво всегда были большими приверженцами идеи безопасности пассажиров и все их автомобили оснащены ремнями безопасности в качестве стандартного оборудования. Один из самых замечательных нюансов в этих автомобилях - их новые сиденья. Вольво, должно быть, наконец нашли разработчика сидений, чьё тело похоже на фигуры других представителей человеческой расы.
SAAB
Для кого-то СААБ существует только в единении с Пэтом Моссом, Эриком Карлссоном и рёвом их ярко-красного автомобиля где-то в глубине Шотландских лесов или посреди ледовых трасс. Но для шведского обывателя СААБ - это семейное транспортное средство, а основная продукция компании отнюдь не автомобили, а военные самолёты. Базовым для всех трёх моделей СААБ является трехцилиндровый двухтактный двигатель объёмом 841 см3. В моделях SAAB 96 и SAAB 95 этот двигатель развивает 40 л.с., приводя седан модели 96 в движение через трёхскоростную коробку, а универсал SAAB 95 - уже с помощью четырёхскоростной коробки передач. Особый признак 95-й модели - два дополнительных сиденья сзади, развёрнутые против хода. SAAB Sport можно назвать шведским Mini Cooper - двигатель объёмом 841 см3 выдаёт 55 л.с. при 5000 об/мин, смесь образуется посредством огромного трёхдроссельного карбюратора Solex, который поглощает бензина не менее 11 л на 100 км. За цену 1139 фунтов в Британии этот автомобиль довольно дорог, но он оснащён специальными сиденьями, полным набором инструментов и даже специальными карманами для термосов.
Смазка двигателя моделей 95 и 96 осуществляется обычной топливной смесью с маслом, а Sport имеет специальную систему смазки с прямой подачей масла в цилиндры из отдельного резервуара. Безопасность снова играет важную роль - автомобили СААБ, к примеру, оснащены раздельной гидравлической системой тормозов, а в оконных стойках скрыт брус, защищающий при опрокидывании. СААБ также пионер в части системы анти-запотевания заднего стекла - тёплый воздух из салона подводится через специальные воздуховоды в задней полке.
Голландия - DAF
Это всегда выглядело немного нелепо, что Vaan Doorn’s Automobilfabrik производит огромные грузовики и - одновременно - крохотный седан Daf. Мощность - все его 26 л.с. - происходит от горизонтального оппозитного двухцилиндрового двигателя объёмом 746 см3, а его трансмиссия - оригинальная система Variomatic, состоящая из ремней и шкивов различного диаметра. Всего две педали - для движения вперёд и для остановки - нет ничего проще в управлении. Все сомнения в надёжности системы отпали после успешного финиша Daf в очень жёсткой гонке Marathon de la Route два года назад, да и в автомобилях Формулы-3 сейчас используется похожая трансмиссия.
Австрия - Steyer-Puch
В отличии от многих других европейских стран, которые собирают малышей ФИАТ-500 по лицензии, Штейр-Пух многое сделал в части кузовостроения самостоятельно, да и под капотом у них - собственный двигатель. Все кузова сделаны на базе кабриолета FIAT-500D, но существует три разных по объёму варианта горизонтального оппозитного двухцилиндрового двигателя воздушного охлаждения. Модель 500D имеет объём двигателя 493 см3 и развивает 16 л.с., в то время как модели 650T и 700C имеют объём 643 см3. Для довольно специфического применения существует модель 650TR - раллийный автомобиль, встряхнувший поляну международных соревнований в руках Станислава Засады (в журнале ошибка, на самом деле - Собеслав Засада, Sobiesław Zasada - польский гонщик, участвовавший во многих международных гонках, включая
ралли-марафон Лондон-Мехико 1970 года, где он управлял одним из заводских Ford Escort, прим. Diecast43). Двигатель развивает 27 л.с. при 5500 об/мин и издаёт шум, больше похожий на звук разрегулированного двигателя мотоцикла, чем на автомобиль. Максимальная скорость составляет практически невероятные 88 миль в час, автомобиль имеет два топливных бака под капотом, специальные сиденья и полный набор инструментов.
Чехословакия - Skoda
Самая известная марка из-за «Железного Занавеса» - Шкода, чей модельный ряд продаётся в Британии на протяжении многих лет. Было несколько досадно узнать, что эти автомобили практически не доступны в своей родной стране, а правительство субсидирует экспорт, чтобы их цена снизилась до конкурентоспособного уровня. Долгие годы Octavia была основой модельного ряда, а её самая свежая версия Super получила двигатель объёмом 1221 куб. см. Существует также два универсала в модельном ряду - Combi и 1202, при этом более простая и прочная версия не продаётся в Британии. Новичок в конюшне Шкоды - модель 1100МВ с двигателем 998 куб. см. в корме. По большом счёту, мало за что можно попинать этот автомобиль, хотя его управляемость, особенно на мокрой дороге, оставляет желать лучшего.
Tatra
Если вы хотите увидеть один из этих автомобилей - а их очень, очень мало в Британии - вам стоит подождать за воротами Чехословацкого посольства на улице Upper Belgrave в Лондоне, где есть автопарк из нескольких таких машин. В мире нет ничего похожего на эти Татры - они имеют 2,8 литровый V-образный двигатель воздушного охлаждения, расположенный сзади, выдающий 105 л.с. при 5000 об/мин. Довольно устаревший дизайн, непривлекательный одутловатый кузов и четыре фары за плоской передней стеклянной панелью.
Россия - Волга
Сделанный на ГАЗе под именем «Волга», самый большой русский автомобиль «не для комиссаров» имеет дизайн, напоминающий о транспорте Джорджа Рафта во времена расцвета его славы в Голливуде. Двигатель - 4-цилиндровый, объёмом 2,4 литра, развивающий огромные 85 л.с. при 4000 об/мин. В части управления и ходовых качеств - «Волга» абсолютно непримечательна, но автомобиль оборудован радио и имеет такой набор инструментов, который может повергнуть в стыд известную фирму из Крю. Набор содержит всё необходимое для любого ремонта, включая возможную полную переборку двигателя на обочине дороги.
Москвич
Одним из больших сюрпризов на прошлом London Motor Show стал маленький седан Москвич-408, который полностью аннулировал прошлые попытки России сделать популярный семейный автомобиль. Обводы кузова - смесь Datsun Bluebird и FIAT 1100, а автомобиль очевидно нацелен на большой потенциальный экспортный рынок. Утратив обычную бесполезную отделку хромом, Москвич обрёл отличную четырёхфарную систему освещения, хорошо продуманный дизайн и приятный внешний вид. Двигатель - четрырёхциллиндровый, объёмом 1357 куб. см., развивает 60 л.с., а степень сжатия всего 7:1. Внутри автомобиль достаточно современен, имеет раскладывающиеся сиденья, продуманные поверхности и хорошие приборы. Есть также версия Москвича-408 с кузовом универсал, названная 426. Образец настоящей международной кооперации - Scaldia diesel, которая в Бельгии устанавливает британский дизель Perkins 1,6 л в русский автомобиль. Эти машины в основном используются в качестве такси и корпоративного транспорта в Бельгии.
Восточная Германия - Wartburg
В конце последней войны, когда Германия была разделена на две части, старая фабрика Auto Union оказалась в восточной зоне оккупации, а мозги создателей - в западной, оставив лишь пустую оболочку фабрики. Когда Восточная Германия начала производство автомобилей, очевидно, что им следовало воспользоваться хорошо себя зарекомендовавшим двухтактным трехцилиндровым двигателем (в их версии - 991 куб. см.), в паре с 4-скоростной коробкой передач и приводом на передние колёса. Кузов тяжеловесного облика производится в четырёх разновидностях - седан, купе, универсал и нечто, известное как Camping.
Журнал
Autocar от 16 июля 1965 года
www.autocar.co.ukОпубликовано на основании письменного разрешения правообладателя в вольном переводе