Пегас - зверь редкий или ЗИЛ-138 бортовой газобалонный от Pegas-Models

Aug 15, 2015 21:14

Оригинал взят у stevelar в Пегас - зверь редкий или ЗИЛ-138 бортовой газобалонный от Pegas-Models
Автомобильный двигатель, работающий на газовом топливе, - не новинка. В свое время и у нас были разработаны такие конструкции. Но вопрос о производстве газобаллонных автомобилей приобрел особую актуальность сегодня. Прежде всего, его выхлопные газы менее токсичны. Немаловажно и то, что газовое топливо дешевле, а современное газовое хозяйство делает вполне реальным достаточно широкое использование таких автомобилей в современных крупных городах. В Москве и Ленинграде уже работают большие партии грузовиков ЗИЛ-138. Постоянно растет их парк в автохозяйствах, обслуживающих газовые коммуникации. Серьезный интерес к ЗИЛ-138 проявляют автохозяйства нефте- и газопромыслов.
Что же представляет собой ЗИЛ-138? Он создан на базе известного грузовика ЗИЛ-130 и внешне отличается от него баллоном красного цвета со сжиженным газом. Под капотом у него специальный двигатель, работающий на газовом топливе, комплект газовой аппаратуры и система резервного питания двигателя с использованием бензина. Конструкция двигателя и особенность системы питания обусловили и некоторые изменения в технической характеристике автомобиля в целом. Так, его масса в снаряженном состоянии стала 4415 кг (против 4300 кг у ЗИЛ-130), а полная масса - 9640 кг (против 9525 кг).
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-138, который работает на газе марки «Технический пропан» (ГОСТ 10196-62) и приспособлен для кратковременной работы на бензине А-76. Его мощность при 3200 об/мин составляет 150 л. с., а степень сжатия равна 8 (против 6,5 у ЗИЛ-130).
Процесс приготовления горючей смеси для двигателя ЗИЛ-138 несколько сложнее, чем у его бензинового прообраза.
В баллоне газ находится в двух фазах - жидкой (занимает 90% объема баллона) и паровой (10%). Через расходные вентили топливо в паровой и жидкой фазах поступает в трубопроводы и далее к магистральному вентилю. Затем оно идет в испаритель, где окончательно принимает газообразное состояние. Через шланг высокого давления газ следует в фильтры для очистки от смолистых веществ и механических примесей и затем поступает в первую ступень редуктора.
Этот узел представляет собой двухступенчатый автоматический диафрагменный регулятор давления с рычажной передачей давления от диафрагмы к клапанам. Первая и вторая его ступени - высокого и низкого давления - имеют по диафрагме из специальной прорезиненной ткани, пружине и рычагу, соединяющему диафрагму с регулирующим клапаном. Главная обязанность редуктора - снижение давления газа на пути от баллона к смесителю. Одновременно редуктор автоматически регулирует количество топлива в зависимости от режима работы двигателя. Для этой цели служит дозирующе-экономайзерное устройство.
Избыточное давление на выходе второй (то есть низкого давления) ступени редуктора и перекрытие газовой магистрали при неработающем двигателе обеспечивается разгрузочным устройством.
После дозирующее-экономайзерного устройства, объединенного со второй ступенью редуктора, газ идет к смесителю. Здесь происходит образование газо-воздушной рабочей смеси, которая и поступает в цилиндры двигателя. Газовый смеситель объединен с приводом пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала, датчик которого установлен так же, как и на двигателе ЗИЛ-130, и имеет подогрев от системы охлаждения.
Смеситель установлен на впускном коллекторе двигателя через переходник, на котором спереди смонтирован карбюратор системы резервного питания с двумя сетчатыми пламегасителями. На случай кратковременной работы на бензине ЗИЛ-138оснащен карбюратором, бензонасосом и 10-литровым топливным баком.
Учитывая растущую потребность народного хозяйства в модификациях автомобиляЗИЛ-138, автозавод имени И. А. Лихачева в 1976 году разработал конструкцию шасси ЗИЛ-138В1 (седельный тягач) и ЗИЛ-138Д2 (самосвал). От ЗИЛ-138 они отличаются размерами базы (она на 500 мм короче), количеством и размерами баллонов для сжиженного газа (их два и они меньше, чем на ЗИЛ-138).
Опыт эксплуатации первых партий автомобилей ЗИЛ-138 дал положительные результаты. Многие автохозяйства даже самостоятельно переоборудуют серийные ЗИЛ-130 под газовое топливо, используя для этого разработанные заводом комплект деталей и инструкцию по переоборудованию.
Н. РАЗИНЧЕВ, инженер-конструктор (За рулем №1, 1978)

Пару-тройку месяцев назад коллега victorpuzo уже писал о газобаллонном газовском варианте, относительно недавно выпущенном фирмой DIP: то был ГАЗ-52-07. Моделька узнаваемая и весьма детализированная: проработана как надо, и радости не вызывать не может. Красный баллон так и вообще смотрится кричаще на обыкновенном серовато-зеленом фоне всей машины.
Ранее, и уже довольно-таки прилично времени назад (два с кварталом года назад), был показан и сарлабовский ГАЗ-51Б, тоже газобаллонный. Как и все изделия от СарЛаба, он был эдаким произведением искусства в миниатюре.
Больше на моей памяти газобаллонных грузовиков в песочнице не было.
Ну что ж, третьим буду. Причем на этот раз с ЗИЛом.
Ну да, судя по кату с историей выше, это будет ЗИЛ-138. Будет он от мастерской Pegas-Models. И тут интересно следущее. Кратко передам беседу с основателем мастерской , Утицких Вадимом. По сути, модели этой мастерской - это тот же ALF, который, в свою очередь - копия ЗИЛ-130 от КВ. Так вот, насколько мне стало известно, в составе мастерской ALF был такой мастер, Александр Говоруха (если я все правильно помню), он начал переделывать и продавать модели ALF, при этом на моделях появлялся Пегас - модель становилась моделью от Pegas-Models. Мне модель досталась как таковая от мастерской ALF.


Традиционно, начну с мордашки. Тот же ALF. Четкая надпись "ЗИЛ", поворотники - пупырышками. Решетка радиатора сквозная - зачет. Вдобавок ко всему можно видеть декаль госрегзнака, что модельку оживляет неслабо:


Вид в профиль слева по ходу движения.
И тут внимательный зритель может разглядеть, что указатели поворота на крыле - уже не просто выступы с мазком краски, а отдельные стеклянные детали, за что спасибо:


Знак качества, принадлежность к автобазе и надпись "Пассажиров не брать!" продолжают добавлять капельки радости в чашечку оживления модели:


Салон видно плохо, но он - цветной:


Бак с газом - яркое красное пятно на синем в целом грузовичке. Надпись "ОГНЕОПАСНО" декалью, заглушки-пробки - серебрянкой. У диповского еще кронштейны-держатели покрашены были:


Вид сверху:


С бензиновым братом от ALF:


Вид справа по ходу движения. Ручки снова выполнены зацело с дверью:


И снова - номера-декали. Радуют. А вот задняя светотехника в духе Элекон - не очень:


Немного попытался подглядеть в салон:


Такой вид еще есть:


Вид снизу, или донышко:


Вот он - зверь Пегас - спрятался на эмблеме на инструментаном ящичке:


Донышко - хорошее. Именно так. У ДИПа - отличное. Видно клеймо "МС". Я узнал, что означает она протсто "мастер Сергей". Это сборщик:




Вновь - рядом с мифической службой Горсвет:


Трехчетвертные сверху:








И несколько ЗИЛов одного семейства дружно вместе:


PS: Прошу модераторов добавить метку Pegas-Models.
PPS: отдельная "благодарность" - родной почте, модель пришла без кузова и баллона, с гнутыми зеркалами. За помощь в восстановлении - ОГРОМНОЕ СПАСИБО Гранину А.А.
Модель автомобиля: ЗИЛ-130 бортовой газобалонный
Период выпуска прототипа: -
Производитель: Pegas-Models
Дата выпуска:  -
Краткое мнение: яркий ALF, но уже с декалями
Оценка:
Качество: 5 из 5. Косяков в сборке нет.
Детализация: 5,5 из 6. 5 вообще, минус 0,25 за донышко (хотя 0,25 и слишком много), итого 4,75. 0,25 в плюс за наличие декалей, итого 5. Мелочевка на достаточном для отличного восприятия уровне как внутри, так и снаружи, поэтому еще плюс 0,5. Итого: 5,5.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Знаю, что в кабине стоит цельный диван, что прототипу не соответствует - он достался модели от ALF соответственно. Насчет остального не знаю - нужно привлекать зиловедов. Пока пусть будет 4.
Унаваемость: 2 из 2. Есть узнаваемость.
Харизма: 5 из 5. Харизма - на высоте.
Коробочка: 2 из 7. Была от ALF. Поэтому - в соответствии с градацией.
Итого: 23,5 из 31.
Цена: 4500 рублей.

грузовики, pegas-models, кустарщина, зил

Previous post Next post
Up