Apr 27, 2014 19:38
Антон Батагов выбрал такой эпиграф для своего вчерашнего концерта в Светлановском зале Дома музыки. В программе были ре-мажорная партита № 4, хоральная прелюдия "Jesus bleibet meine Freude" и ми-минорная партита № 6.
Светлановский зал был заполнен почти весь, и если "Виртуозы Москвы" в таких случаях ставят для публики стулья ещё на сцене, за оркестром, то здесь вместо стульев поставили четыре скамеечки и дополнительно стопку подушек положили. На скамеечки сели люди постарше, а студенты разобрали подушки и расположились - кто сидя, а кто и полулёжа - прямо на полу, сразу создав ощущение камерности.
Батагов вышел, сказал несколько слов о предстоящем концерте, сел к роялю, дождался, пока погаснет свет, и заиграл... И началось что-то невероятное. О том, как нужно играть Баха, спорить бесполезно. Сам Иоганн Себастьян не расскажет, а у каждого исполнителя своё видение. И у каждого получается свой Бах, сходятся только в одном: музыка Баха - это математика. Но у Гленна Гульда это математика плюс кайф Гульда от этой математики. У Татьяны Николаевой (кстати, Батагов - её ученик) это математика плюс восхищение этой математикой. У Григория Соколова это математика плюс уважение к этой математике. У Святослава Рихтера - математика плюс целый спектр эмоций по поводу. У всех разный Бах - и у всех очень личностное к нему отношение. А Антон Батагов каким-то образом вообще всё, кроме математики, из музыки Баха убрал. Но это настолько не высшая даже, а высочайшая математика! Когда формулы воспринимаешь не как формулы, а как великую поэзию.
Батагов медленно играл, гораздо медленнее, чем Гульд. И понятно, зачем он это сделал - чтобы каждая нота прозвучала, чтобы успеть её услышать. И такое исполнение превратило музыку в магию, в медитацию, во что-то, что позволяет напрямую почувствовать присутствие света в жизни. Спасибо Антону Батагову за такого Баха...
музыка,
Бах