Закройте форточку - дует ветер перемен!

Oct 07, 2024 22:47


4 октября на сцене «Одного театра» театральная группировка «Культурные люди» представила спектакль «Самозванцы» по мотивам пьесы А. С. Пушкина «Борис Годунов». На этом официоз, пожалуй, закончу - он уместен в залах с лепниной, а у нас тут народное гулянье с музыкантами, скоморохами и фокусниками.





Высокий слог Пушкина в режиссуре Павла Львова-Белова приобретает разухабистость и мемность. Трагические события смутного времени раскрываются современными комедийными приёмами. Актёры, словно артисты площадного театра (или герои вирусных видео), ведут повествование, сменяя роли. Сонм персонажей, включая многоликий народ, (все знают, что значит «сонм»?) отыгрывает небольшая труппа: Полина Похилько, Алексей Юношев, Анастасия Бондаревская, Виктория Фирстова, Анастасия Чуркина, Александр Савченко, Диана Гончарова. Даже исполнитель Гришки Отрепьева Фёдор Львов-Белов временами «надевает» иной лик - убиенного царевича Димитрия. Один (или одинок?) только Борис Годунов в исполнении Александра Техановича.

Спектакль многолюден и шумен. А как иначе, народ охоч до празднеств. Правитель умер - причитания, взошёл на престол - ликование, один пошёл войной на другого - чем не повод побуянить! В минуты тайных бесед обязательно затянет напряжённый мотив балалайка. Лишь в финале, многие смерти спустя, пространство охватывает тишина: звенит безмолвие и шелестит ветер перемен.

Григорий Отрепьев в спектакле - не жадный до власти и почестей честолюбец, а так, завистливый мальчишка в коротких штанишках. Самозванство для него - игра, в конце которой ждут царские палаты и принцесса. Жертвы на пути его мало занимают, павшего коня жальче. Натурой он страстен, в полной мере раскрывается в сцене с Мариной Мнишек, где восторженный почти Ромео через ярость непринятия обретает твёрдость и целеустремлённость почти Макбета.

Борис Годунов - полная противоположность молодого самозванца. Он вял, потерян, раздражителен и мучим «кровавыми мальчиками» - царевич является ему с окровавленной головой, напоминая о содеянном, - пытается смыть грех убийства, но ни кадка воды, ни баня с безжалостно хлещущими вениками не приносят облегчения. Тот, кто мечтал быть властителем судеб, становится очередным именем, начертанным мелом на доске истории.



«Самозванцы» Павла Львова-Белова рассказывают о страшных событиях с юмором, легко и доступно, без назиданий и пафоса, не уплощая текст Пушкина, а делая его более объёмным и понятным для тех, кто чаще листает ленту социальных сетей, чем томики классики.

театр

Previous post Next post
Up