Две причины раз за разом приводят меня на читки проекта «Аврора читает»: прикосновение к реальности, прошедшей культурное осмысление, и страсть к наблюдению, насколько по-разному мыслят люди.
Мне нравится, как пьесы современных драматургов говорят о сегодняшнем дне, подсвечивают то, что не всегда хочется замечать. Расстояние от безудержного смеха до ужаса в них - одна фраза. Это очень жизненно и по-настоящему.
Но как бы ни была интересна сама пьеса, её обсуждение - отдельный вид искусства, ради которого я готова опоздать на последнюю маршрутку. Здесь можно познакомиться с квантовой теорией, обсудить наследие библии в литературе, выслушать прямо противоположные мнения об одном и том же, найти соратников и противников. В течение пяти минут почувствовать себя интеллектуалом и неучем.
На читке пьесы Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» всё это было.
Герой пьесы - Саша - тяжело переживает распад семьи (отец ушёл, мать нашла любовника, сестра больна, дед впал в маразм, собака - и та сбежала). Он постоянно ведёт внутренний монолог, рассуждает обо всём и ни о чём. Кажется, перед нами то пятилетний мальчуган, то бунтующий подросток. Саша запрещает себе близость: родные мама и папа становятся отстранёнными родителями один и два; отказывается от имени, называя себя Мот. В немом протесте он приводит домой бомжиху Лизу и поселяет у себя в комнате.
Для меня эта пьеса о побеге и нарушенной коммуникации. Никто из героев не хочет принять реальность, не способен наладить контакт, каждый стремится укрыться в собственном мирке. Отец хочет вернуть ускользающую молодость, мать - вновь почувствовать себя любимой, дед погружается в прошлое, Катя (сестра Саши) не может расстаться с образом танцовщицы, Лиза - смириться с потерей сына, а Саша-Мот - отпустить картинку счастливой семьи.
На обсуждении говорили о боли, одиночестве и безмолвном крике. И о том, почему Ганди молчал по субботам.