Никогда больше не будет таких рецензий

Aug 21, 2010 14:00

В 2001 году норвежский писатель Эрленд Лу написал книгу Лучшая страна в мире,


а позавчера, возвращаясь из дорогой редакции, я потратил небольшую, несущественную часть аванса за выездной семинар директоров на покупку этой книги в книжном гипермаркете "Лас Книгас", который мне, признаться, раньше не особо нравился - сам уж не знаю почему. Но позавчера я решил для себя, что "Лас Книгас" - все таки хороший книжный магазин: во-первых, там все книги расположены в строгом алфавитном порядке, а я очень люблю, когда книги расположены в строгом алфавитном порядке, это существенно облегчает мою задачу, когда я прихожу в книжный и ищу того или иного автора, а книги расположены в строгом алфавитном порядке, и у меня сразу возникает чувство, что мне в таком книжном рады, что меня там ждали и вот я пришёл, и мне словно говорят, Иди скорее к стелажам с книгами, там все сделано для твоего удобства, иди себе вдоль стелажей и смотри на буковки, большие черные буковки, прикреплённые к полкам - они будут тебе подсказывать какие книги где искать. Хотя многие книжные не удосуживаются расставлять книги в строгом алфавитном порядке - например, в Библио-Глобусе так не делают, в Московском Доме книги так не делают - уж не знаю почему, ведь книг там невероятно много, просто умопомрачительное количество книг в Библио Глобусе и в Московском Доме книги, но в алфавитном порядке они не расположены - это ведь очень неудобно. Во-вторых, в "Лас Книгас" мне предоставили десятипроцентную скидку при предъявлении студенческого билета - не надо было оформлять никаких скидочных карт, достаточно было просто показать студенческий билет, доказать, что ты студент российского ВУЗа и цена покупки моментально уменьшилась на десять процентов, а это ещё приятнее, чем строгий алфавитный порядок.
Я купил книгу Эрленда Лу, зашёл в метро и начал её читать, потом я продолжил чтение в маршрутке, и вчера я тоже читал и в маршрутке и в метро, и сегодня тоже читал и в маршрутке, и в метро, и даже на балконе читал, когда приехал домой, правда на балконе я прочитал всего десять страниц, потому что солнце светило ярко и было очень неудобно читать - глаза все время слезились; а ещё я всё время думал, дома ли мои соседи и может ли так оказаться, что кто-нибудь из них сейчас стоит на своем балконе, пока я читаю на своём - наши балконы разделяет только кирпичная стена, а это так мало, что присутствие соседей ощущается всегда, особенно после того, как они звонят в дверь и просят убавить музыку, хотя я это только так называю "просят", на самом деле они острят и не говорят ничего прямо; например, вчера в дверь позвонили, я её открыл, а передо мной стоял сосед в майке, трусах и тапочках, и сказал, Пошли ко мне музыку послушаем. Нет, спасибо, у меня у самого музыка есть, ответил я ему. Он, видимо, намекал, что моя музыка играет настолько громко, что её можно слушать у него, и ему это - как мне показалось - не очень понравилось, хотя времени было только шесть часов и я на законных основаниях мог слушать музыку как угодно громко; в лююом случае, сосед решил не говорить прямо, а сострить и намекнуть, а это, по-моему, совершенно не правильно и глупо, хотя я разумеется так ему не сказал, но про себя отметил, а вместо того, чтобы сказать ему как глупо он поступает, я просто извинился и убавил музыку - я не хочу ссориться с соседями, у нас и без музыки много разногласий и недопониманий, так что я даже иногда представляю, как они собираются на кухне и обсуждают, насколько я плохой и неудобный сосед и как было бы хорошо написать на меня жалобу, предоставился бы только повод.
Поэтому я так и не дочитал "Лучшую страну..." до конца, хотя мне осталось всего двадцать страниц, но я уже без этих двадцати страниц понял об этой книге абсолютно всё и даже почувствовал себя готовым написать рецензию по ней; и уверен, что многие согласятся со мной: не обязательно читать книгу целиком, чтобы составить о ней целостное представление, а моё предаставление сводится к тому, что книга хорошая и интересная - стал бы я читать на балконе под палящим солнцем нудную и неинтересную книгу. А "Лучшая страна..." действительная стоящая вещь, и меня она зацепила, причем не столько смыслом, который в ней сокрыт, не столько сюжетом, с которым каждый может ознакомиться в аннотации в Интернете; она зацепила меня способом изложения, тем как она написана - настолько зацепила, что я решил обойтись в рецензии без сюжета и передать авторский стиль, настолько зацепила, что я положил её на стол перед собой и сел писать этот пост, а когда писал его прилагал все возможные усилия, чтобы читатели этого поста поняли, что особенного в книге Эрленда Лу; там бесконечно длинные предложения, а сюжет всё время убегает в сторону и акцентируется на внезапно-возникающих в голове главного героя второстепенных мыслей - там этих второстепенных мысле, лирических отступлений до невозможности много, они похожи на ветви раскидистого дуба, которые прорастают из ствола во все возможные стороны: вправо, влево, вверх, вниз и даже в направлениях, которые нельзя описать, а можно только задать вектором, если поместить это раскидистое дерево в трехмерную систему координат. И ещё я хотел отразить - и не знаю, насколько хорошо у меня это получилось - отразить, что "Лучшая страна..." написана очень легко, потому что длинные предложения и лирические отступления - это черта вообще многих писателей, например, Толстой тоже писал длинными предложениями и за его мысли все время петляли, но Толстой писал сложно - разве я пишу сейчас рецензию на Толстого? нет - я пишу рецензию на Эрленда Лу, которого мне осталось прочитать всего-ничего, каких-то двадцать страниц. По тому что я уже прочитал - я это две с половиной сотни страниц - я могу сделать вывод, что Эрленд Лу большой молодец, а "Лучшая страна..." - хорошая книга. Именно так, хорошая книга, потому что бывают книги хорошие и плохие, и "Лучшая страна..." в этой классификации получается хорошей книгой. Хотя "хорошая книга" - очень спорное понятие и если пишешь это словосочетание, необходимо уточнять, что именно ты имеешь ввиду, когда его пишешь - нельзя огульно разбрасываться эпитетами "хорошая/хорошие/хорошее/хорошее", потому что без должного разъяснения, это может привести к недопониманию, а недопонимание - это всегда плохо, если уж и есть что-то что никогда нельзя назвать хорошим, так это недопонимание...

соседи, Эрленд Лу, книги

Previous post Next post
Up