С. Метелева "Чернокнижник"
Добрый вор-наркоман Боря Горелов получает доступ к библиотеке Института марксизма-ленинизма, откуда он тащит раритеты, инкунабулы и эльзевиры, и к параллельной/символической реальности, где он - Томас Мор. Душа Бори, стукнутая другой реальностью, потихоньку очищается и начинает свой крестный путь. В качестве группы поддержки выступает скупщик-букинист китайского происхождения, как и положено, загадочный и остающийся непроясненным до конца.
События в романе, по большому счету, предсказуемы - путь духовной инициации прописан, но обаяние и живость героя делают это абсолютно неважным (тем более, там не штампы, а именно интересная интерпретация канона). Еще повествование украшает детализированность, реалистичность "нашей реальности", той, которая дана в чувственном опыте (вернее, тем, кто такое читает, наверно, обычно не дана - тут и про варку винта, и про московских чеченцев, и про тюрьму) и не утяжеляет "историчность" той, другой (в истории Мора нет лишних описаний и подробностей, за шестнадцатым веком явно не сюда).
В общем - хорошо написанная и увлекательная иллюстрация к понятию метанойи. Забавно, что я так и не поняла, когда и почему ее скачала.
Ю. Яковлева "Вдруг охотник выбегает"
С одной стороны, это классический детектив - загадочные убийства, нити ведут высоко и далеко, есть следователь, его помощник, есть влюбленность в девушку, которая может иметь отношение к делу, есть подозрительно себя ведущие персонажи, которые оказываются "своими".
С другой, в классическом детективе преступление - это нарушение порядка и вторжение хаоса, а тут - время действия Ленинград, тридцатые. Хаос - то, что окружает героев, а расследование преступления - попытка упорядочить мир. Но мир безнадежно сломан, и остается только цепляться за соломинки - за работу, за картины старых мастеров - в надежде, что они окажутся спасательным кругом.
А когда после романа натыкаешься на
продолжение сюжета в современности, соломинка начинает срочно требоваться и тебе.