Вчерашняя отмена и перепринятие нескольких законов заставили в очередной раз задуматься об эффективности работы наших законодателей и качестве принимаемых ими законов.
Сегодня Рада отменила принятые 16 января "драконовские законы". Возник вопрос: а можно ли было предотвратить их принятие мирным путем? Думаю, нет.
Когда законы принимаются парламентом в день регистрации проекта; когда мнение комитетов и комиссий никого не интересует; когда заключения экспертных управлений Рады тотально игнорируются; когда депутаты голосуют поднятием рук за проекты, которых не видели, и эти 230 голосов "пересчитывают" за несколько секунд...
Боюсь, при таком подходе булыжники, горящие покрышки и "коктейли" остаются единственным способом заставить власть включить разум, логику и элементарный здравый смысл. По крайней мере, других способов взаимодействия не вырисовывается.
Шесть лет назад по предложению Татьяны
mentbuster Монтян и присоединился к проекту П.О.Р.Н.О. ("Прискипливий огляд работи народних обранців") на сайте infocorn.org.ua. С тех пор я не то чтобы регулярно, но достаточно часто анализирую законопроекты и принятые акты.
За эти годы я понял нашу главную проблему: те, кто у нас принимает законы, сами по ним не живут.
Да, практически все законопроекты и законы можно и нужно критиковать, огрехи есть практически везде. Но бывают ситуации, когда приходится буквально кричать "караул". Причем бывает три варианта:
1) закон реально злонамеренный и уродский, написан для того, чтобы создать новый рассадник коррупции, закрутить гайки или другим способом усложнить и ухудшить жизнь людей, или же попросту ограбить их;
2) закон написан безграмотно, с нарушением требований законодательной техники, не увязан с другими актами законодательства, содержит внутренние логические разрывы, двойные и неоднозначные толкования;
3) оба предыдущих пункта "в одном флаконе".
Третий вариант - самый опасный. Теоретически в этом случае безграмотное написание могло бы смягчить ситуацию, сделав закон невыполнимым. Но, увы, только теоретически - не с нашим выборочным правосудием.
Приведу несколько примеров.
Помню, как в Раде приняли новый закон о коррупции, по которому в коррупционеров превращались все СПД, у которых есть другое место работы, все учредители, которые работают директорами своих фирмочек, все бухгалтеры, которые ведут дела нескольких предприятий.
http://dibrov-s.livejournal.com/147260.html Тогда мы подняли хай, и в итоге эту тупость удалось похоронить уже после подписания Президентом.
http://dibrov-s.livejournal.com/147460.html Был безумно тупой закон о запрете использования элементов военной формы всех времен и народов и одежды цвета хаки. Пришлось поднимать на протест туристов, охотников, реконструкторов.
http://dibrov-s.livejournal.com/312203.html Забомбили комитет ВР обращениями, обратили внимание на дебилизм, законопроект, уже принятый в первом чтении, застопорили.
http://bilozerska.livejournal.com/507724.html?thread=29529676#t29529676 Не настолько дебильно, но тоже "в стиле" написан закон о копиях Знамени Победы.
http://dibrov-s.livejournal.com/277977.html Яркий случай - новый жилищный кодекс. Чтобы привлечь внимание ко всем безобразиям, которые он предусматривал, и добиться его снятия, адвокат Татьяна Монтян провела 42-дневную голодовку. Сняли.
http://dibrov-s.livejournal.com/285469.html Или вот, ярчайший пример:
"Поэтому я продолжаю придерживаться мнения, что законопроект Кивалова-Колесниченко, задуманный через задницу, написанный через задницу и принятый тоже через задницу, работать может только через задницу и никак иначе."
http://dibrov-s.livejournal.com/380716.htmlЧто мы, собственно, и наблюдаем.
А недавний закон об освобождении от ответственности участников протестов? Когда я говорил, что он написан через задницу, мне шикали: "избитые люди сидят в СИЗО, их надо освобождать, а ты крючкотворством занимаешься!" Я отвечал, что закон в таком виде работать не будет.
Не, в итоге он как бы сработал, два раза, и оба в Одессе - освободили от ответственности "хулиганов" Черного и Шкрибляка. Больше никого. Я уже было подумал, что ошибался, что он таки работает... Ан нет: неделю назад прокуратура каким-то невообразимым юридическим финтом добилась пересмотра решения, и Черного со Шкрибляком таки наказали. Причем решение по административному делу пересмотрели по "вновь открывшимся обстоятельствам" (что само по себе нонсенс), и этими обстоятельствами прокуратура считает... кривизну и идиотизм ранее принятого закона!
http://dumskaya.net/news/zakon-ob-osvobogdenii-ot-otvetstvennosti-uchastn-032061/ Итого, на сегодняшний день могу констатировать: ни единого случая применения закона об освобождении от ответственности участников протестов не было. Закон оказался абсолютно мертворожденным и не применялся ни разу.
Я был прав, увы... Об этом законе я обязательно напишу еще, и об истории отмены решений - тоже.
Cегодня я хочу привести еще один наглядный пример - на примере одного из перепринятых сегодня по второму разу законов.
Вот он,
законопроект 4037 Симоненко-Алексеева об усилении ответственности за осквернение памятников. Зарегистрирован сегодня, принят тоже сегодня, по второму разу. Старые грабли - остались.
Читаю формулировку части второй новой редакции статьи 297 УК:
2. Осквернення або руйнування братської могили чи могили Невідомого солдата, пам’ятника, спорудженого в пам'ять тих, хто боровся проти нацизму в роки Другої світової війни - радянських воїнів-визволителів, учасників партизанського руху, підпільників, жертв нацистських переслідувань, а також воїнів-інтернаціоналістів та миротворців, -
караються обмеженням волі на строк від трьох до п'яти років або позбавленням волі на той самий строк.
Вроде все ясно и понятно. А теперь читаем следующую часть.
3. Дії передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені повторно або за попередньою змовою, групою осіб, або з корисливих чи хуліганських мотивів, або щодо пам`ятника, спорудженого в пам`ять тих, хто боровся проти нацизму в роки Другої світової війни, жертв нацистських переслідувань, а також воїнів-інтернаціоналістів та миротворців, або поєднанні із застосуванням насильства чи погрозою його застосування, -
караються обмеженням волі на строк від чотирьох до п’яти років або позбавленням волі від чотирьох до семи років.
Вот такой вот "ясный", "однозначный" и "недвусмысленный" закон приняла сегодня Рада, и после подписания Президентом он вступит в силу. Возможно, новые кадры Администрации хотя бы удосужатся прочитать то, что кладут на подпись шефу. Но надежды на это мало.
Напоследок, резюмируя сказанное выше, приведу еще одну старую ссылку.
http://dibrov-s.livejournal.com/382210.html "... неужели в сорокамиллионной стране, среди полутысячи нардепов, среди сотен тысяч депутатов других уровней, среди тысяч кандидатов в депутаты и миллионов юристов и политически озабоченных граждан нашлось всего пара человек, которые удосужились хотя бы внимательно прочитать самый скандально-резонансный законопроект последнего времени и сделать очевидные выводы? Если это так, дамы и господа, то это одно из двух: или диагноз, или приговор."