Открытая международная парусная регата Одесса-Батуми-Одесса предусматривает значительную дистанцию при отсутствии установленного "коридора" прохождения трассы гонки. Это дает капитанам и экипажам яхт-участниц неограниченные возможности при выборе маршрута.
Выбирая стратегию прохождения этапов, капитаны учитывают множество факторов, один из которых - морские течения, которые могут как ускорить, так и замедлить прохождение гонки.
Карта преобладающих черноморских течений, названная "очки Книповича" в честь ученого, изучавшего гидрологию Черного моря и открывшего данную закономерность, представлена на картинке ниже.
Из иллюстрации видно, что при прокладке маршрута на участке от Севастополя до Батуми может быть целесообразно максимально отклониться к югу, чтобы воспользоваться попутными течениями. Такой маневр может дать дополнительный выигрыш в 20-30 морских миль в сутки по сравнению с северным путем, что может быть особо ощутимо в случае безветренной погоды.
Наиболее сильное попутное течение наблюдается в 15-20 милях от турецких берегов. Учитывая это обстоятельство, оргкомитет регаты проинформировал Береговую охрану и ВМС Турции о возможном прохождении участников регаты вдоль турецких берегов и заходе их в территориальные воды. Турецкие военные регулярно выходят на связь, принимают информацию о расположении участников и желают им счастливого пути.
Нетрудно убедиться, что на этапе Батуми-Одесса оптимальным с точки зрения использования попутных течений является как раз "северный" маршрут вдоль российских берегов. В связи с этим оргкомитет передал соответствующую информацию командованию Краснознаменного флота Российской Федерации и Береговой охране Пограничной службы ФСБ РФ.
Преобладающие течения - только один из множества факторов, которые могут повлиять на выбор маршрута. Воспользуются ли ими участники регаты?
На картинке ниже - положение яхты "Гранат" Одесской национальной морской академии на трассе регаты.
Нетрудно увидеть, что яхта заметно отклонилась от прямого маршрута, видимо, чтобы воспользоваться попутными течениями, а также оказаться в более благоприятной зоне на случай штилевой погоды. По всей видимости, такому маневру способствовали наблюдавшиеся вчера северо-восточные ветры, которые были благоприятны для движения в южном - юго-восточном направлении.
В то же время яхта "Альбатрос", покинув утром 23 июля мыс Фиолент (район Севастополя) двинулась на восток. По всей видимости, экипаж "Альбатроса" ожидал сильный встречный ветер, и длительное время яхта находилась на границе зоны мобильной связи, то есть в районе крымского побережья.
Но не стоит забывать, что море есть море, и погодные условия весьма изменчивы. Естественно, главным фактором является скорость и направление ветра. Вот как выглядит прогноз ветров в акватории Черного моря на утро среды, 25 июля:
Желто-коричневое "пятно" над Азовским и центральной частью Черного моря - это зона шторма, с сильными (до 30 узлов) северо-восточными ветрами. Если "Альбатрос" находится в районе южнее Керчи, сильный норд-ост и шторм станут очередным испытанием для яхтсменов.
В то же время "Гранат", совершивший "бросок на юг" от крымского берега, по всей видимости, не попадет в зону шторма, которая будет смещаться в юго-западном направлении. Если "Гранат" в ближайшие часы еще больше приблизится к турецкому берегу, его ждет попутный ветер и сопутствующее течение, что увеличит шансы на успешное прохождение дистанции.
Пока отсутствует информации о местоположении николаевских яхт "Агат" и "Меркурий". После телефонного разговора с оргкомитетом и участия в прямом эфире одесской радиостанции "Просто Радио", который состоялся в районе Севастополя, яхтсмены на связь не выходили. Это дает основание предположить, что николаевские яхты также пошли в южном или юго-восточном направлении и также не попадут в зону сильного шторма.
В любом случае, оргкомитет регаты желает всем экипажам семи футов под килем, попутного ветра и удачи!