Тайные украинские знания

Sep 10, 2010 19:45

В романе Артура Кларка "2010: Одиссея Два" среди мест, которые могли бы заинтересовать бывшего Девида Боумена, ставшего вездесущим и всемогущим при помощи инопланетного разума, значатся архивы Кремля.

Сейчас, в 2010 году, архивы Кремля ненамного более доступны, чем в 1982-м, когда был написан роман. С архивами украинских спецслужб ситуация получше. Несколько лет назад до них дорвались профессиональные историки, которые провели форсированную профессиональную работу по упрощению доступа к архивам советских времен, которые раньше был полностью закрыты. Со 2 октября 2008 года база данных рассекреченных документов пополнялась ежедневно, за полтора года в нее поместили более 17.000 документов. В областных управлениях СБУ появились читальные залы, в Киеве открылся общедоступный электронный архив, где любой желающий мог переписать сканы интересующих документов на флешку. Также в печально знаменитой львовской тюрьме КГБ открылся Национальный музей-мемориал "Тюрьма на Лонского".

В начале года, после президентских выборов и смены руководства СБУ, эта работа даже не затормозилась, а полностью остановилась, более того - наметился обратный процесс. К счастью, электронная база рассекреченных документов была своевременно передана в Киево-Могилянскую академию и Львовский госуниверситет, благодаря чему они остались в научном обороте. Еще несколько десятков тысяч документов, рассекреченных и подготовленных к помещению в базу, остались на бумаге в самом прямом смысле этого слова.

Раньше я считал, что документы середины прошлого века, относящиеся к деятельности несуществующего государства и хранящиеся в украинских архивах, "секретят" по привычке и по принципу "как бы чего не вышло", а рассекречивание их, скажем так, - неприбыльное, а потому никому не нужное дело. Но, видимо, ошибался. После задержания руководителя музея-мемориала "Тюрьма на Лонского" Руслана Забилого, у которого был изъят ноутбук и два винчестера со сканами рассекреченных документов, очевидно: архивы - это не просто место хранения старых документов, это мощное и опасное оружие. Сила и опасность их, по всей видимости, в том, что архивные документы могут быть выпущены в научный оборот. А могут и не быть. Потому и нужно сегодня быть Девидом Боуменом, чтобы добраться до архивов Кремля, например...

Сфера научных интересов Руслана Забилого - стратегия и тактика Украинской повстанческой армии. В ходе 14-часового допроса сотрудники СБУ требовали от Забилого доказательств, что тема его исследований не является государственной тайной. Поэтому теперь я точно знаю: стратегия и тактика УПА, действовавшей в 40-50 годы прошлого века - это очень важная и ценная информация, рассекречивание которой несет угрозу для нынешнего украинского государства.
Так и запишем.
Previous post Next post
Up