Многие считают (и я с ними солидарен), что во Франции есть три главных готических собора, достойных друг друга: Реймский, Шартрский и Амьенский. Про первый я уже рассказал совсем недавно. До второго в этот раз так и не добрался. А вот про третий - тот, что в Амьене, столице северофранцузской области Пикардии - речь ниже и пойдёт.
Почему главный храм Амьена заслуживает внимания? Хотя бы по двум причинам: во-первых, это крупнейший собор во Франции. А, во-вторых, здесь находится одна из важных сохранившихся святынь всего христианства - глава Иоанна Крестителя.
Амьен оказался для меня транзитным городом, я ехал на электричках из Реймса в Лилль, а дальше - в Брюссель. 4 часа свободного времени, центр компактный, всё бы хорошо, но... оказалось, что на Амьенском вокзале нет камеры хранения. Вообще никакой. Пришлось всё это время таскать с собой увесистый чемодан, изрядно потяжелевший от всяческих карт и сувениров за время недельных прогулок по Парижу и Реймсу.
2. Ругаясь на непредусмотрительность французских железных дорог, я добрёл до собора. С восточной стороны он выглядит просто-таки как огромная скала...
3. ...со шпилем, вздымающимся в небо на высоту 112 метров.
4. Амьенский собор - крупнейший во Франции, и его называют образцом чистейшей готики. Основную часть работ по его постройке выполнили всего за 50 лет (1220 - 1269 годы) - очень быстро, особенно по тем временам. Для сравнения - собор святого Витта в Праге строился почти 600 лет, а храм Святого Семейства в Барселоне - вот уже 150 лет как строится и никак не достроится.
5. Во Франции я понял, что фотографировать подобные сооружения - неблагодарное дело. Трудно передать с помощью фотографии весь размер, всю грандиозность постройки. Даже вертикальные виды (которых в этом посте будет немало) не спасают положение.
6. Несимметричность фасада создаёт ощущение, что собор завален направо, хотя на самом деле это не так. А вообще же фундамент уже не одну сотню лет плывёт, с чем пока что успешно борются архитекторы. Остановить этот процесс очень тяжело: Амьен стоит посреди болот.
7. Подойдём поближе. Одна из наиболее примечательных статуй фасада - Богородица с младенцем Христом. Некогда она была позолочена, но сейчас уже от прежнего цвета видны лишь следы. Некоторые считают, что она не совсем вписывается сюда, а другие - напротив, говорят, что это одно из лучших в мире изображений Богородицы в скульптуре.
8. Через ворота на южном фасаде попадаем в боковой неф. Строгость и простор.
9. И сразу же сравните с центральным нефом. Видно огромный орган, один из самых больших во Франции. Жаль, послушать не довелось.
10.
11. Собор построен в форме креста, характерной для готики. Уходящие ввысь колонны напоминают огромные деревья, а крыша - будто переплетение их ветвей.
12. Арки и стрельчатые окна образуют огромных размеров узор, с какой бы стороны на них не смотреть. Насколько собор нефотогеничен (вернее, трудно найти хороший ракурс) снаружи, настолько же он фотогеничен внутри.
13. На полу - тоже узор. Вернее, лабиринт.
14.
15. Алтарь XVIII века в центральном нефе. Выполнен филигранно, но некоторые считают, что с декором перебор. Особенно если учесть общую строгость форм собора.
16. Пожалуй, соглашусь: простые, но выразительные скульптуры вписываются сюда больше.
17. Амьенский собор не славится своими захоронениями, как, например, Сен-Дени в пригороде Парижа. Самые известные гробницы здесь принадлежат людям, руководившим строительством в XIII веке. Но их бронзовые надгробия внимания заслуживают.
18. В одной из капелл храма установлено очень необычное распятие, созданное в какие-то седые годы, вероятней всего не позже V века. Христос облачён в хитон, на голове - царская корона.
19. Он не склоняет голову, а смотрит ясным и каким-то очень проницательным взором.
20. Ещё одна скульптурная гордость храма - сценки на темы библейских сюжетов, житий святых, а также городской жизни Средневековья. Разглядывать их очень интересно: во-первых, прекрасно продуманы все детали, во-вторых, дело не обходится без доли хорошего юмора, в-третьих, в средневековых изображениях важна их достоверность: скульпторы и художники показывали своих современников, как те выглядели, как одевались и т.п.
Внизу видно цветное рельефное надгробие одного из Амьенских епископов.
21.
22. Но вот, кажется, добрались мы и до главной святыни собора, ради которой сюда едут не только католики, но и православные. Никаких огромных золотых рак, всего лишь скромная дверка с решёткой и подсвечник...
23. ...а за решёткой - на золотом блюде глава Иоанна Крестителя. Насколько скромным был этот святой при жизни, настолько же скромно всё оформлено и здесь.
24. Подлинность главы - предмет долгих исследований. Достоверно известно, что: а) её привезли сюда крестоносцы из Иерусалима; б) на том месте, где глава была обнаружена, было написано, что она принадлежала именно Иоанну Крестителю; в) современные исследования доказали, что человек, чья голова находится здесь, жил на рубеже нашей эры. Так что есть все основания верить в то, что святыня настоящая. Хотя, главное - вера.
25. Ну и, напоследок, покажу пару витражей.
26. Какой же готический собор без них? :)
На этом пока всё! Спасибо за внимание!
Ещё про Францию:
Ночь в Реймсе Реймс - город королей