Дворец Топкапы - самое сердце Стамбула. Поначалу я даже сомневался, идти или нет сюда. Всё-таки хотелось в таком городе посмотреть поменьше заезженных туристами мест и побольше местного колорита. Но в конце концов решил сходить и не пожалел. Минимум имён и дат и максимум впечатлений - под катом.
Топкапы являлись главным дворцом Османской империи с 1453 года, когда был завоёван Константинополь до середины XIX века. За это время здесь жило 25 поколений султанов. В 1923 году по указу Ататюрка здесь был устроен музей. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже почти 90 лет, у меня осталось впечатление, что дворец до конца до сих пор не исследован, и вряд ли туристы видят хотя бы половину от того, что хранит в себе это место.
2. Дворец представляет собой 4 двора, разделённые стенами. Первый двор - это по сути большой сквер. Зелёная травка, синее небо и +14 градусов (особенно после -35 в Астане) в начале февраля - уже было весьма приятным подарком от Стамбула.
3. Ворота во второй двор (они же - вход в музейную часть дворца). Наверно, это самый боянный кадр Топкапы. Возможно, дальше некоторые даже не идут. :)
4. Чтобы зайти в музей, нужно проходить через металлоискатели, вещи пропускать через рентген, как в аэропорту, а затем через турникеты. Всё сурово, в общем. Сразу за турникетами стоит симпатичный макет. Кстати, входной билет в дворец стоит 20 лир (около 350 рублей), а в сами сооружения вход уже бесплатный (за исключением гарема - туда билет отдельный и стоит 15 лир).
5. Уже пройдя десяток шагов, я понял, почему султаны решили тут поселиться. Тёплый ветерок несёт морской воздух с Босфора и смешивается здесь с запахом многолетних кипарисов, в результате чего возникает желание забить на все дворцы и просто сесть на скамейку и дышать. Ещё меня позабавили этакие раковины, которые стоят тут и там по всему дворцу. Одна из таких - слева на фото.
6. На кране изображён герб Стамбула. Самое интересное, что те, которые я пробовал открывать, до сих пор работают.
7. В султанские времена здесь накрывали столы для обеда многочисленной стражи, прислуги и всех, кто имел отношение ко дворцу. Представляете, какой тут банкет был каждый день?
8. Башня Справедливости - видна почти из любой точки дворца. Внизу - так называемый Диван, аналог нынешнего правительства. Султан и его приближенные собирались здесь обсудить судьбы мира несколько раз в неделю. Внутри Дивана диванов нет, есть только кушетки вдоль стен. Когда султану становилось скучно во время обсуждений, он мог встать и уйти.
9.
10. Пока я боролся с озвученным выше желанием сесть и тупо сидеть дышать, для некоторых босфорско-платаново-кипарисовый воздух оказался расслабляющим и даже снотворным. :)
11. Ворота в третий двор. Когда-то в него могли попасть лишь избранные - там начинались личные покои султана.
12. Тронный зал. Здесь султан принимал своих гостей, в том числе иностранных.
13. В Диване диванов не было, а вот в тронном зале как раз есть. Хотя, возможно, это трон, но на диван похоже больше. Ещё здесь выставлены бесценные тронные покрывала седых веков.
14. По соседству располагается на первый взгляд достаточно скромное здание библиотеки султана Ахмеда III.
15. Скромное снаружи оно оказалось очень крутым внутри. Так и хочется взять книжку и завалиться на какой-нибудь из матрасов. Правда, я так и не понял, где собственно сами книги: я не увидел ни одной. :)
15. Купол библиотеки.
16. Очень понравились витражи. Впрочем, дальше будут круче.
17. Около библиотеки на одной из плит обнаружил вот такие артефакты. Собака? Если собака, то почему только две лапы отпечатались и только в этом месте? Как вообще в камне могли такие отпечатки остаться? 0_о
18. Между третим и четвертым двором никаких ворот по сути нет. Так я незаметно для себя оказался в самой султанской части дворца. На фото - Багдадский павильон. Его и стоящий поблизости Ереванский почему-то путают и путеводители, и интернет. Такие павильоны строились в честь захвата султаном новых городов.
19. Внутреннее убранство Багдадского павильона ещё круче, чем в библиотеке и даже в Диване. На мой вкус, это самое красивое здание дворца в плане интерьера.
20. С терассы павильона султан мог любоваться видами на залив Золотой Рог и на парк Гюльхане, располагающийся прямо под стенами дворца.
21. Самые характерные элементы украшения дворца - изразцы, каллиграфия и золотые решетки.
22. Павильон султана Абдул-Меджида находится практически в углу дворца и совершенно не похож на все остальные постройки. Это в принципе неудивительно, его строительство датируется сравнительно поздним 1840 годом, когда в империю уже вовсю прорывались европейские течения. Всего через 15 лет после строительства этого здания султаны навсегда покинули Топкапы.
Кстати, на колоритных гостей Стамбула вроде того, что попал в кадр, перестаёшь обращать внимание уже минут через пятнадцать прогулки по дворцу - их здесь огромное количество.
23. Как и вполне себе европейцев. У павильона Абдул-Меджида ещё одна смотровая площадка, и эта, пожалуй, самая живописная в городе. Думаю, многие сейчас позавидуют этому мужику. ;)
24. Ладно, не буду раздражать, нафиг мужика. Виды отсюда офигенные. Слева - Европа, справа - Азия, по центру - Босфор и мост через него. Цвет воды действительно такой, какой на фото.
25. Босфор называют главной улицей Стамбула. Пожалуй, с этим трудно спорить. Через него идёт сумасшедший водный трафик. Гудок некоторых проходящих через легендарный пролив судов слышен по всему городу.
26. Ну и конечно нельзя не сказать о той части дворца, в которой почему-то хотят побывать многие мои знакомые: гарем. Не знаю, почему в эту часть сделали отдельный билет, который причём стоит немногим меньше билета во все остальные части дворца, но вот так. Понимать гарем как место где куча тёток сидит и ждёт, когда придёт султан, очень примитивно и недалёко. По большому счёту, это было целое государство в государстве, которым фактически управляла мать султана. Естественно, никакой пошлости или двусмысленности вы здесь не увидите.
27. Гарем это просто много скученных построек, коридоров и терасс с бесконечным количеством дверей и комнат. Украшения фасадов и интерьеров мало чем отличаются от тех, что в остальном дворце. Всё те же изразцы и каллиграфия.
28. А вот двери это отдельная тема. Или это ставни? В общем я так и не понял, зачем делать СТОЛЬКО дверей и все разные. Много где они, кстати, находятся на уровне второго этажа.
29. А вот те самые витражи, о которых я говорил, что будут круче.
30. Ещё в одном из помещений гарема обнаружил плиту куда-то в подвалы дворца, точно такую, как в детстве представлял после просмотра мультиков типа Алладина. Хотел поднять, но зоркий глаз камеры смотрел прямо на меня и пришлось отказаться от этой идеи.
31. Февральская капель в гареме.
32. Такой вот дворец.
Далее я расскажу про квартал Султанахмет, покажу виды ночного и не ночного Стамбула, конечно же не обойду стороной Святую Софию, Босфор и всякие нетуристические места. Так что заходите! :)
См. также:
Стамбул, ч.1 - Константинопольский патриархат