В позапрошлые выходные славянские языческие общины отмечали Перунов день. 23 июля с утра пораньше колесница корейского производства несла нас на восток от Москвы, в Орехово-Зуевский район, где на тихих берегах Клязьмы должно было состояться празднование дня бога-Громовержца. Пост про сие мероприятие планировался много раньше, но помешали сначала глюки ЖЖ, потом моя поездка в Сибирь.
Думаю, всем известно, что Перун - один из наиболее почитавшихся (и почитаемых) славянскими язычниками (или, как они предпочитают называться, родноверами) богов, повелитель грозы.
2.
Празднование должно было начаться в 14 часов, но жара внесла коррективы. Лишь приехав на место, мы узнали, что всё переносится на 3 часа позже. Делать ничего не оставалось, мы прошлись по палаточному лагерю (большинство приехало сюда на несколько дней) и посмотрели на приготовления.
3.
На поляне была организована продажа сувениров и языческой атрибутики...
4.
5.
и деревянной посуды и столовых приборов с резьбой на языческие темы.
6.
В плане мероприятий значилось разведение большого костра. Полиция с этим планом была не согласна: в районе пожароопасная обстановка. Но маленький костёр (правда, не в поле) развести всё же разрешили.
7.
От палаточного лагеря до Клязьмы всего метров 200. В ожидании праздничных обрядов люди спасались от жары в реке.
8.
9.
10.
11.
Единого символа, как мне показалось, у язычников (родноверов) нет. Единственный символ, попавшийся на глаза мне более одного раза это тот, что на футболке у одного из гостей...
12.
...и вот здесь. Но на автомобиле с опознавательным языческим знаком направление концов в другую сторону. Так как же правильно?
13.
Ближе к вечеру народу прибавилось. Приехали даже участники из Тверской области. Не представляю, кстати, как они на такой колеснице пробрались через ухабистый грейдер к месту проведения праздника.
14.
Наконец, уже ближе к 19 часам немного спала жара и начались приготовления к обрядам. Первая их часть проходила у родового столба посреди поля, вторая - у священного дуба Перуна. Кстати, что символизирует родовой столб, это зависит от вашей испорченности.
15.
16.
Многие язычники (родноверы) считают себя войнами. Многие участвуют и в исторических реконструкциях. Более опытные передают искусство владения оружием (пусть даже и в чисто эстетических и спортивных целях) молодым.
17.
Итак, пора!
18.
"Люди добрые, соберёмся восславить Перуна!"
19.
Со звуками бубна и знамёнами, переодевшись в праздничную одежду, народ двинулся к родовому столбу.
20.
Больше всех лично мне понравился вот этот богатырь-музыкант. Он ещё не раз появится далее.
21.
Многие воспринимают обряды как просто красивую историческую реконструкцию безо всякой религиозной подоплёки. Но есть и истинные приверженцы древнеславянских верований.
22.
У родового столба все участники становятся в круг. Одним из главных обрядов, проводимых в знак единения собравшихся, чашу, наполненную квасом, пускают по кругу. Каждый делает из неё глоток и произносит несколько слов на тему праздника, чаще всего "Слава Перуну".
23.
Эээ... Хайль Перун!
24.
25.
26.
Немало было участников и без особых "опознавательных знаков". Кстати, на праздник приехали люди из многих городов: из Орехово-Зуево, Ногинска, Троицка, Калязина...
27.
Гусли у богатыря не для красоты: он прекрасно владеет инструментом, что несколько раз демонстрировал.
28.
29.
30.
31.
После прохода по кругу чаши с квасом, вокруг родового столба проходит хоровод с музыкой и восхвалениями Перуна. Так люди просят его послать с неба дождь, который поспособствует великому урожаю.
32.
33.
34.
К дню Перуна специально выпекают жертвенный хлеб, который затем кладут в огонь в знак памяти о своём роде: отцах, дедах и т.д.
35.
36.
Вторая часть праздника проходит уже у священного дуба Перуна. Его охраняет стражник с мечом.
37.
Пришедшие просят у Перуна мудрости и сил для одоления врагов.
38.
Перед отправлением жертвенного хлеба в огонь к нему прикасаются все собравшиеся, каждый вкладывает в эту жертву своё личное прошение.
39.
Затем люди кладут оружие к священному дубу и просят Перуна освятить его и дать ему силу грома.
40.
41.
К священному дубу нельзя подходить близко, чтобы не прогневать Перуна. Лишь поклонившись ему и принеся жертву, к дереву может рискнуть подойти человек (всё тот же богатырь) и попросить Перуна послать стрелы для защиты от врагов.
42.
43.
44.
45.
Стрелы испрошены и все благодарят Громовержца за снисходительность.
46.
"Слава тебе, Перуне!"
47.
По окончании обрядовой части проводилось состязание войнов в метании копья.
48.
49.
И, конечно же, какой праздник без угощения? :)
Вот так вот прошёл Перунов день. Спасибо за внимание!
См. также:
репортаж у
cr2 .
Заодно хочу спросить: на ваш взгляд, можно ли считать язычество в современном мире полноценным религиозным направлением либо же это красивые обряды и только?