Перунов день на Клязьме

Aug 02, 2011 12:45

В позапрошлые выходные славянские языческие общины отмечали Перунов день. 23 июля с утра пораньше колесница корейского производства несла нас на восток от Москвы, в Орехово-Зуевский район, где на тихих берегах Клязьмы должно было состояться празднование дня бога-Громовержца. Пост про сие мероприятие планировался много раньше, но помешали сначала глюки ЖЖ, потом моя поездка в Сибирь.



Думаю, всем известно, что Перун - один из наиболее почитавшихся (и почитаемых) славянскими язычниками (или, как они предпочитают называться, родноверами) богов, повелитель грозы.

2.


Празднование должно было начаться в 14 часов, но жара внесла коррективы. Лишь приехав на место, мы узнали, что всё переносится на 3 часа позже. Делать ничего не оставалось, мы прошлись по палаточному лагерю (большинство приехало сюда на несколько дней) и посмотрели на приготовления.

3.


На поляне была организована продажа сувениров и языческой атрибутики...

4.


5.


и деревянной посуды и столовых приборов с резьбой на языческие темы.

6.


В плане мероприятий значилось разведение большого костра. Полиция с этим планом была не согласна: в районе пожароопасная обстановка. Но маленький костёр (правда, не в поле) развести всё же разрешили.

7.


От палаточного лагеря до Клязьмы всего метров 200. В ожидании праздничных обрядов люди спасались от жары в реке.

8.


9.


10.


11.


Единого символа, как мне показалось, у язычников (родноверов) нет. Единственный символ, попавшийся на глаза мне более одного раза это тот, что на футболке у одного из гостей...

12.


...и вот здесь. Но на автомобиле с опознавательным языческим знаком направление концов в другую сторону. Так как же правильно?

13.


Ближе к вечеру народу прибавилось. Приехали даже участники из Тверской области. Не представляю, кстати, как они на такой колеснице пробрались через ухабистый грейдер к месту проведения праздника.

14.


Наконец, уже ближе к 19 часам немного спала жара и начались приготовления к обрядам. Первая их часть проходила у родового столба посреди поля, вторая - у священного дуба Перуна. Кстати, что символизирует родовой столб, это зависит от вашей испорченности.

15.


16.


Многие язычники (родноверы) считают себя войнами. Многие участвуют и в исторических реконструкциях. Более опытные передают искусство владения оружием (пусть даже и в чисто эстетических и спортивных целях) молодым.

17.


Итак, пора!

18.


"Люди добрые, соберёмся восславить Перуна!"

19.


Со звуками бубна и знамёнами, переодевшись в праздничную одежду, народ двинулся к родовому столбу.

20.


Больше всех лично мне понравился вот этот богатырь-музыкант. Он ещё не раз появится далее.

21.


Многие воспринимают обряды как просто красивую историческую реконструкцию безо всякой религиозной подоплёки. Но есть и истинные приверженцы древнеславянских верований.

22.


У родового столба все участники становятся в круг. Одним из главных обрядов, проводимых в знак единения собравшихся, чашу, наполненную квасом, пускают по кругу. Каждый делает из неё глоток и произносит несколько слов на тему праздника, чаще всего "Слава Перуну".

23.


Эээ... Хайль Перун!

24.


25.


26.


Немало было участников и без особых "опознавательных знаков". Кстати, на праздник приехали люди из многих городов: из Орехово-Зуево, Ногинска, Троицка, Калязина...

27.


Гусли у богатыря не для красоты: он прекрасно владеет инструментом, что несколько раз демонстрировал.

28.


29.


30.


31.


После прохода по кругу чаши с квасом, вокруг родового столба проходит хоровод с музыкой и восхвалениями Перуна. Так люди просят его послать с неба дождь, который поспособствует великому урожаю.

32.


33.


34.


К дню Перуна специально выпекают жертвенный хлеб, который затем кладут в огонь в знак памяти о своём роде: отцах, дедах и т.д.

35.


36.


Вторая часть праздника проходит уже у священного дуба Перуна. Его охраняет стражник с мечом.

37.


Пришедшие просят у Перуна мудрости и сил для одоления врагов.

38.


Перед отправлением жертвенного хлеба в огонь к нему прикасаются все собравшиеся, каждый вкладывает в эту жертву своё личное прошение.

39.


Затем люди кладут оружие к священному дубу и просят Перуна освятить его и дать ему силу грома.

40.


41.


К священному дубу нельзя подходить близко, чтобы не прогневать Перуна. Лишь поклонившись ему и принеся жертву, к дереву может рискнуть подойти человек (всё тот же богатырь) и попросить Перуна послать стрелы для защиты от врагов.

42.


43.


44.


45.


Стрелы испрошены и все благодарят Громовержца за снисходительность.

46.


"Слава тебе, Перуне!"

47.


По окончании обрядовой части проводилось состязание войнов в метании копья.

48.



49.


И, конечно же, какой праздник без угощения? :)

Вот так вот прошёл Перунов день. Спасибо за внимание!
См. также: репортаж у cr2 .

Заодно хочу спросить: на ваш взгляд, можно ли считать язычество в современном мире полноценным религиозным направлением либо же это красивые обряды и только?

язычество, поездки, Московская область, Орехово-Зуевский район, традиции

Previous post Next post
Up