Встреча нейбахудцев по районным проблемам (часть 1)

Oct 14, 2013 22:50

Наконец, дошли руки написать небольшой отчёт о встрече в Антикафе....
Итак, после выборов мэра, которые оживили интерес москвичей к городской политике, я предложил завсегдатаям группы «Airport/Sokol Da Neighborhood» на Фэйсбучике встретиться и немного поговорить о проблемах районного уровня, на которые мы вместе могли бы повлиять.
На моё предложение откликнулось много замечательных людей и вечером 9-го октября в Антикафе на Часовой собрались чуть больше десяти «нейбахудцев».
План мероприятия был простенький - решили во-первых немного рассказать о том, как устроена районная власть, во-вторых обсудить «болевые точки» наших районов, а в-третьих обозначить список направлений, по которым мы можем начать улучшать районную жизнь уже сейчас.


Я тут, пожалуй, пройдусь по основным тезисам. Вдруг, кому-то будет интересно)

Параллельные миры управления районами Москвы
До определённого времени я понятия не имел, как устроена власть в Москве. Но несколько лет назад мне пришлось разобраться в схеме взаимоотношений властей. Выяснилось, что устроена она странно.
Если говорить упрощённо, то муниципальная реформа 10-летней давности унифицировала формы местного самоуправления по всей стране. Тогда местным властям (Советам депутатов и главам районов) передали решение значительной части вопросов. И денег для решения этих вопросов. Но в Москве Лужков добился такой схемы, при которой все ресурсоёмкие вопросы остались в руках московского правительства.

Вертикаль исполнительной власти в Москве выглядит так:
Мэр и Правительство Москвы

Префекты (12-ти округов)

Главы Управ (125-ти районов) и Администраций (21-го поселения)
Все деньги тут распределяются по решению Правительства Москвы

Но, чтобы закон о местном самоуправлении формально соблюдался, были созданы Муниципальные образования.
Схема местного самоуправления в Москве такова:
Совет депутатов (исполнение его решений контролирует председатель Совета)

Глава Муниципалитета (исполнительный орган Муниципального образования)
На этом уровне оставлены только малозначительные (с точки зрения бюджета) вопросы:
Опека и попечительство, призыв на военную службу, культура, спорт и досуг.

То есть, в настоящее время в раждом районе функционируют 2 параллельные ветви властей - нижняя часть исполнительной вертикали Мэра и местнное самоуправление. Это две параллельные прямые, в одной из которых больше денег, в другой меньше. Им приходится взаимодействовать, но формально эти две ветви практически не связаны никакими отношениями взаимного подчинения. Никто никого не может обязать делать то, что считает нужным. И это очень странно, на мой взгляд.

Но, всё же, кто же такие муниципальные депутаты? Что они решают и за что отвечают?

Бюджет муниципального округа
В настоящее время депутаты Совета депутатов распоряжаются бюджетом только на зарплаты сотрудников Муниципалитета + деньгами на проведение культ-массовых и спортивных мероприятий (порядка 20 млн. руб. в год). На эти же деньги в районе "Аэропорт", например, содержится муниципальный досуговый центр «Орбита», в котором работают бесплатные кружки и студии.

Согласование планов по благоустройству и выборочному ремонту домов
Помимо распределения бюджета депутатам не так давно были переданы полномочия по «согласованию» и контролю программ благоустройства дворов и выборочного капитального ремонта домов. Выглядит это так: ГУ ИС района формирует адресный перечень и список работ, которые по его данным нужно провести на особо нуждающихся территориях района, а депутаты этот список одобряют или вносят в него свои изменения и дополнения. Так, например, на прошлом заседании Совета депутатов было одобрен адресный перечень на 2014 год на работы по капитальному ремонту в 13-ти домах (общая сумма - 53 млн. руб) и благоустройству 7-ми дворов (17,5 млн. рублей). Если кого-то заинтересует - я могу выложить подробные таблички по этому поводу.
Кстати, на том же заседании мы НЕ согласовали благоустройство во дворе по адресу Авиационный пер, д.8 на 3,5 млн. рублей. Я перед заседанием сходил в этот двор. На мой субъективный взгляд, этот двор не требовал ремонта 1500 кв. метров газона, замены горок и качелей на детских площадках и других предложенных работ. Я сфотографировал всё увиденное и показал коллегам на заседании. Депутаты решили обсудить вопрос дополнительно, после приглашения жителей этого двора. Оказалось, что в период избирательной кампании жители попросили благоустройства у тогдашнего кандидата Собянина. Возможно, уже после их обращения двор уже был облагорожен, но до районных властей указание "благоустроить" дошло только сейчас. В целом депутаты согласны, что теперь лучше эти деньги пустить на более насущные проблемы, типа ремонта крыш в домах, которые этого требуют.

Депутатские запросы
Хотя в зоне непосредственного контроля депутатов находится так мало денежных статей районной жизни, через депутатские запросы депутаты могут заниматься и любыми другими вопросами районной жизни. Теоретически, на письма депутатов чиновники должны отвечать за 2 недели (а не за месяц). Но, по факту мне приходится ждать ответа и по полтора месяца, и по два….
За 2013-й год я, например, направил порядка 10-ти запросов и депутатских писем по таким проблемам, как
• недострой на 2-м Амбулаторном, 9
• использование неразрешенных реагентов на улицах Москвы
• запрос на выделение денег для благоустройства дворов района, которые в этом нуждаются
• противозаконное подписание актов выполненных работ по «благоустройству-2012» в обход депутатов и жителей района
• строительство транспортно-пересадочных узлов в районе
• неправильное планирование одностороннего движения в районе
• вопросы по работе ярмарки выходного дня на Красноармейской
• судьба кинотеатра Баку
Не могу сказать, что эти запросы помогли решить поставленные вопросы. Но каждый из них дал понимание перспектив по этим проблемам.

Информирование жителей
И несмотря на всё вышенаписанное, пожалуй, самой полезной возможностью депутатов является способность  оперативно получать информацию по районным проблемам. Предлагаю воспользоваться этой опцией)

В зависимости от человека, занимающего пост главы Управы, депутатам иногда удаётся и в более оперативном режиме доносить до него острейшие проблемы жителей. Например, в сентябре мы вынудили Управу наконец-то заставить подрядчиков убрать мусор во дворе на 3-м Балтийском переулке (который до этого 2 месяца лежал без движения). Но такой режим, конечно, тоже далеко не всегда эффективен.

Ну, а в целом, если разобраться кто в Москве за что отвечает, в решении многих вопросов можно избежать лишних шагов и быстрее добиться прогресса. Давайте попробуем, во всяком случае.

Продолжение про болевые точки - завтра

местное самоуправление, гражданская активность

Previous post Next post
Up