Dec 14, 2013 20:47
Попробую сформулировать, прежде всего для себя (так как спорить с "православными патриотами" дело бессмысленное и оно есть лишь потеря времени), те проблемные места в идеологии православного патриотизма.
Уточняю, что под патриотизмом понимаю именно "любовь к отечеству", а не просто понятия "отечество" или "земное отечество", как таковые. В дальнейшем мною будет пояснено почему это имеет значение.
Итак, проблемы православного патриотизма:
1) Отсутствие какой-либо обоснованности в Священном Писании.
а) Упоминания о земном отечестве, которые есть в Св.Писании, как в Ветхом Завете (напр.Быт.24,4), так и Новом Завете (напр.Мк 6,1,4; Мф.13,54,57 и т.п.), никак не дают никакого основания к патриотизму, т.е. именно "любви к отечеству".
Поясню более подробно на вышеприведённых примерах из Писания.
Авраам посылает раба, чтобы тот привёл невесту (жену) для Исаака. Но давайте посмотрим: как это мотивирует Авраам. Говорит ли он, что сам он "патриот" и имеет особые отношения со своей "землёй отцов".
Нет, всё предельно прагматично и духовно трезво: "...клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу" (Быт.24,3). Авраам хочет, чтобы у сына была жена из его рода. Это выбор меньшей из зол: если жена будет происхождением из язычников, то, по крайней мере, не из приносящих человеческие жертвоприношения.
Заметим, что Авраам не ссылается ни на какие сантименты, "берёзки" и т.п., а прямо говорит о воле Божьей на это дело: "Господь, Бог неба... Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда" (Быт.24,7).
При этом он предостерегает своего раба, чтобы тот ни в коем случае не оставлял Исаака на своей родине: "...должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда...если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда" (Быт.24,5-8).
Как-то не очень получается "патриотично", не так ли?
Дополнительно нужно сказать, что родственники Авраама были язычниками, но весьма специфичными. В частности они признали, что за Авраамом стоит Господь и что это дело (выдача Ревекки за Исаака) дело Им благословенное: "И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго;вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь" (Быт.24,50-51). Т.е. и женитьба Исаака - это особый промысел Божий, а не патриотизм ни какой.
Что же касается упоминаний об отечестве Спасителя.
Сразу необходимо отметить, что Его отечеством (земным разумеется) устойчиво именуется именно Назарет и Галилея в целом. Назарет в Галилее, а не Вифлеем в Иудее, где Христос и родился. И который являлся также "родовой землёй" царя Давида и его потомков, из которого происходили и Его Пречистая Мать и Его названный, приёмный отец.
Не называется Его отечеством и Египет, куда бежало от гнева царя Ирода Великого Святое семейство, и где Господь провёл Своё младенчество.
В итоге, земным отечеством Спасителя именуется то место, где Он вырос с отрочества. Город, в котором жил Его названный отец - праведный Иосиф Обручник.
Почитаю своих читателей людьми образованными и знающими, что никаких, ровно никаких, положительных отзывов, не говоря уже о "признаниях в любви", Господь о Назарете (и о Галилее в целом) не оставил. Упоминания о них, это либо нейтральные заметки (см.Мк.6,1), либо укоры в неверии (см.Мк.6,4).
Не говоря уже о том, что Отцом Господа Иисуса Христа является Бог Отец (напр.Еф.1,3). И соответственно "земля отца" для Него вся земля вообще: "Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней" (Пс.23,1).
К тому же, необходимо помнить, что до Крестной Жертвы Спасителя и основания Им Церкви, учение о небесном отечестве для всех верных и не могло быть открытым.
Отечество там, где Отец. А весть о том, что мы являемся (можем быть) детьми Небесного Отца принёс Христос. И до этого момента учение это было прикровенным. И именно поэтому св.пророк Давид писал о странничестве (см.1Пар.29,15 и Пс.118,19), но ничего не говорил о небесном отечестве.
б) В Библии нет вообще призывов любить место, где ты родился и вырос. Как нет и призывов к обособлению и специальному выделению по национальному признаку.
Сразу делаю упреждающее вопрос примечание: те места из книг Ветхого Завета, которые призывают к обособлению иудейского народа (общности), к собственно еврейскому патриотизму отношения не имеют. Это была религиозно мотивированная сегрегация, причины которой чётко объясняются самим Богом: "...не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью" (Исх.23,32-33).
И хотя бы же поэтому попытки сделать "патриотом", например, св.ап.Павла, бессмысленны.
Ссылки на Послание к Римлянам, где апостол "...желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Римл.9,3) должно отклонять.
Во-первых, сам Павел пояснят уже в следующем стихе зачем он этого желает: "...то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования" (Римл.9,4). Речь явно идёт именно о религиозной мотивации, а не о национальной.
Во-вторых, есть чёткое и однозначное толкование этого места достославным и блаженным учителем Церкви Иоанном Златоустом, где тот поясняет, что речь у св.Павла идёт именно о ревности по Богу: "Как Моисей, по-видимому. ходатайствовал за иудеев, но всё делал для славы Божьей (см.Втор.9,28), так и Павел говорит: я пожелал быть отлученным, чтобы не сказали, что обетование Божие осталось без исполнения, что Бог не сделал обещанного и слова Своего не привёл в действие" (свт.Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Римлянам, 16,2).
Равно не имеет "патриотического" смысла и то место в Писании, где Господь Иисус Христос говорит о Иерусалиме: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф.23,37-38).
Речь у Господа также идёт о любви Божьей к народу, заключившему с Ним Завет и о нарушении его иудеями (см.: свт.Иоанн Златоуст, Толкование на святого Матфея Евангелиста, Беседа 74,2), а не просто
о "любимом городе".
Таким образом в Свящ.Писании нет призывов к некоей "сугубой любви" к земному отечеству или к людям одной с тобой крови.
Указания же на то, где находится истинное Отечество верных и как правильно относится к земным реалиям, явно присутствуют. И они вполне однозначны:
История праотца Авраама, который оставил свое земное отечество по призыву Бога, прожив там 75 лет и ни в чём не нуждаясь (см.Быт,12-25).
История Раав, хананеянки из Иерихона, которая изменила своему земному отечеству (Иис.Нав,2-6).
"...странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного"(1Пар.29,15).
"Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих" (Пс.118,19).
"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу..." (1Петр.2,9-11).
"Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" (Фил.3,20).
"...говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город" (Евр.11,13-16).
Продолжение следует...
P.S. Пожалуй сразу стоит сделать следующее примечание, обращённое к православным патриотам:
Отцы, братья и сёстры! Я совершенно не намерен по этому вопросу вести бесконечные, водящиеся по кругу, дискуссии и терять время. Все ваши аргументы, в обосновании вашей позиции, мне хорошо известны. Сколько-нибудь убедительными я их не считаю. И поэтому нагромождать в этом моём посте цитаты из свв.отцов упоминающих понятие "отечество" применительно к земным реалиям, утверждать, что "любви нужно учиться сначала на своём народе", или патетически апеллировать на чувство "любви к матери-отцу", не нужно.
В дальнейшем, думаю, что я поясню уранополитическую позицию по этим вопросам.
патриотизм,
Иоанн Златоуст,
уранополитизм,
святые отцы Церкви,
Священное Писание