«ТРИУМФ ЮДИФИ»

Aug 01, 2014 10:16



Этим летом совместный фестиваль приграничных городов, австрийского города Ретц и чешского Знайма отмечает свое десятилетие. Девиз фестиваля: «Музыка и литература. Открытые границы». Организаторы стремятся к постановке необычных спектаклей, таких, которые не увидишь на обычных сценах. Сюда относится так называемая церковная опера. Так в нынешнем сезоне в в церква святого Штефана можно послушать «Триумф Юдифи» Антонио Вивальди.
Композитор сочинил эту оперу в 1716 году, когда турки заняли остров Корфу, принадлежавший Венецианской республике. История Юдифи, освободившей свой народ от завоевателя Олоферна стала аллегорией венецианского сопротивления. Премьера состоялась в ноябре 1716 года в женском исполнении - хора и оркестра Ospedale della Pietà, женского приюта для бездомных сирот в Венеции, поэтому все пять сольных партий, а также хоровые партии были написаны для женских голосов. Все это хорошо. Это было тогда. После партии были переписаны.
Хор солдат теперь поет мужскими голосами. Адьютанта Вагауза исполнил тенор, поляк Ян Петрика, и только Олоферн… Олоферна исполнял контратенор, грек Николас Спанос. Юдифь исполнила армянка Адрине Симонян, а ее служанку Абру великолепно спела австрийка Мара Масталир. Интересно, что оркестр состоял из тех инструментов, для которых в свое время была написана эта музыка. Музыкальный руководитель Эвальд Донхофер сумел извлечь из них максимум того, что они могут дать, и лишь добавил к оркестру орган и гобои. Именно эту оркестровую и хоровую часть спектакля можно считать неоспоримым успехом.
Все остальное спорно, и прежде всего сама инсценировка (режиссер Моника Штайнер). Из спектакля изъята роль верховного жреца, предсказывающего гибель Олоферна и взывающего к уничтожению поработителя, что принижает величие и саму суть истории Юдифи, лишает ее монументальности. Более того, армия Олоферна представляет собой плохо организованную бандитскую шайку, одетую кое-как в брезентовые куртки и вооруженную современным автоматическим оружием. Олоферн в красном берете Чегевары, поющий женским голосом, и вовсе вызывает смех. Становится совершенно непонятно, зачем нужно было убивать этого смешного человечка, к из кожи вон лезущего, чтобы понравится Юдифи. Еще хуже с Юдифью, она появляется в белом халате врача, с докторским чемоданчиком в руках. И это еще один казус: убийство, абсолютно бессмысленное, совершает врач.
А с другой стороны, эта постановка может считаться живой иллюстрацией к нашему времени, времени утраченных традиций и четких представлений о добре и зле.
Previous post Next post
Up