26.02.2011 я съездила на
экскурсию в Гжель, посуду из которой очень люблю.
Предусмотрена экскурсия в музей при ЗАО «Объединение Гжель» и на производство.
Музей очень приятный, можно посмотреть образцы местных изделий с давних времён, вплоть до результатов раскопок. Посетителей пускают только по предварительной записи.
Гжель - местность, объединяет несколько сёл. По дороге на головное объединение в селе
Новохаритоново наш автобус проехал, не останавливались, несколько маленьких населённых пунктов.
Село Гжель, (не единственное, где производят знаменитый фарфор и майолику). Топоним происходит, предположительно, от слова «жгель» - «жечь», или финноугорское слово. Село впервые упоминается в духовной грамоте Московского князя Ивана Калиты, было дворцовым. В этом селе сейчас:
фабрика «Синь России», храм, через него протекает
река Гжелка. В селе Речицы сейчас - производство термостойкой посуды; интересный кирпичный храм. Село Трошково - гончарно-майоликовая фабрика (майолику некоторые ценители ставят выше фарфора), процесс традиционный, но привод электрический.
Наконец, Новохаритоново.
Часовне по иконе Божьей матери «Воспитание» поставлена в память детей - жертв войны.
Новохаритоново раньше было на границе
Гуслицкой волости, сюда бежали старообрядцы. У гусляков был свой диалект, и рассказывали нам об их промыслах: как нехороших - были
сбирунами (профессиональными нищими) и фальшивонетчиками до середины 30-х XX века, занимались колдовством и ворожбой; так и почтенных: изготавливали иконостасы.
В селе - двух-трёхэтажные кирпичные, и маленькие деревянные дома. Есть колледж. Я сфотографировала несколько наличников, которые можно посмотреть в сообществе
Узорочья и деревянное зодчество.
Гончарный промысел Гжели известен с древних времён, т.к. были большие запасы белой и цветной глины. Рассказывают о технологии - от гипсовой формы, до второго отжига, после глазури. Древний промысел, в музее - найденная керамика.
Виды изделий из глины (керамика, керамос), о которых нам рассказали:
Терракота (выжженая земля) - декоративные изделия, пористая структура, в быту не используется.
Майолика - глазурованная терракота, от острова Майорка, крупного экспортёра. Много майолики в Абрамцево, Врубель работал. Впитывает 16% влаги. В Гжели для производства майолики используют местную красную глину.
Фаянс производится из цветной или (чаще) белой глины, технология сходна с фарфором, но другое соотношение компонентов. Название пошло от итальянского города Фаенца. Впитывает 8% влаги.
Наконец,
фарфор - самая совершенная группа, непроницаем для влаги и газа. Ныне в Гжели производят фарфор (из привозной белой глины, своя выработана), а начиналось именитое производство с майолики.
Афанасий Гребенщиков в XVII веке на свою фабрику по производству майолики в Москве пригласил гжельских мастеров, но потом они вернулись в родные селения, открыли кустарные производства, составили такую сильную конкуренцию фабрике, что та закрылась. Его сын сумел наладить производство фарфора, но фабрика была закрыта указом императрицы, чтобы не составляла конкуренцию императорской.
В Гжели в XIX веке продолжали производить майолику, затем
перешли на фаянс, добрались до фарфора с подглазурной росписью. Не знаю, какой материал изделий на снимке. В Новохаритоново берёт начало династия Кузнецовых. В 1810-1812 гг.,
кузнец Яков Васильев основал здесь фарфоровое производство. В 1832 г. его сын Терентий, взявший фамилию Кузнецов, основал завод в селе
Дулево Владимирской губернии - но это уже другая история.
Представлены изделия 20-х и 30-х годов ХХ века.
Новые мотивы старого стиля.
Целенаправленное возрождение промысла началось с 1946 года, но по фарфору, а не майолике. Большую роль сыграла
Наталья Ивановна Бессарабова. Дефицит красок после войны мало красок привёл к появлению с 50-х годов современной бело-синей гжели. Кобальт - единственная подглазурная краска, держащая графику, другие расплываются, и в этой технике стали работать много замечательных мастеров.
Мастер
Татьяна Сергеевна Дунашова, 1921 г.р., без художественного образования - мелкий рисунок, неповторим, кроме неё так делают только по трафарету.
Людмила Павловна Азарова прожила 90 лет, скульптор по образованию. Полезные советы давала. И не только она.
Работы разных мастеров. Художники работают кто по скульптуре, кто по посуде. Есть семейные пары.
Круглые плоские "чайники" - квасники. Некогда, как и подсвечники, были полезной вещью в хозяйстве.
В общем и целом - весьма симпатично.
В наши дни стараются возродить майолику в старинной гамме.
Не забывая про нынешние традиции. Построена новая школа с профориентацией (колледж). Две девочки внесены в золотую книгу молодых дарований (лет десять - 15 назад).
Ученики пробуют и общемировые тенденции.
Поздравляют преподавателей. Без кошек дело, конечно, не обойдётся.
Отдельный зал с печками.
Под заказ - и гжелевский стиль, и совсем посторонний.
Затянула я этот рассказ, а сразу после экскурсии рассказывала о любителе шахмат -
мастере Юрии Гаранине, и небольшой очерк о
гжельских котах - и майолика, и фарфор.
Запись размещена в сообществах:
Питер - мой город! Клуб Странников Российская история Города и веси России Открытие. Взгляд через объектив Вопросы истории музеи мира Регионы России ОТЗЫВ.РУ ПРОГУЛКИ ПУТЕШЕСТВИЯ