Наблюдения за детьми.
Хотела написать пост о том, что самое важное это за своим ребёнком наблюдать, а уже потом читать умные книжки и слушать врачей. Но внезапно нашла умную книжку именно об этом.
Дебора Соломон: "Малышу виднее".
Книжка описывает метод Магды Гербер "Воспитывай наблюдая".
Названия весьма красноречивые и меня заинтриговали. Я очень мало знаю про детей вцелом. Но за 3 месяца очень много узнала про Андрея. Это личный опыт, а не статистика, которой оперируют умные учёные. Но мне кажется , что воспитание и уход на основе статистики зло. В среднем дети прибавляют в весе столько-то, спят столько-то, начинают ходит на таком-то месяце жизни... Но это никак не помогает оценить одного конкретного ребёнка.
А вот наблюдения помогают.
Я вот сейчас не о том, чтоб записывать точное время сна и еды. Я эти данные записывают, но это скорее вспомогательный инструмент. Главные наблюдения очень сложно выразить, а тем более описать. Есть сотни разных нюансов в поведении Андрея, на которые я обращаю внимание: разный плач, разные движения и звуки, разное выражение глаз . Это требует времени.
В книге это назвали "время ничего не делать". И это достаточно точно. Это не время для игры или смены памперса. Это время, когда ребёнок сам по себе. Сначала я наблюдала за ним во сне, но сейчас он уже больше бродрствует и я могу смотреть за ним в движении. Это для меня способ понять как мне с ним быть и тренировка внимания.
Книжка дала мне отличную подсказку о том, что можно наблюдать не только состояние спокойствия, но и плач. Хотя в этот момент сложно сделать паузу, а хочется броситься перепробовать все известные средства для успокоения. Но лично я заметила такую штуку. Когда у Андрея болит живот ночью он редко кричит, но извивается и барахтается. Я когда сонная не сразу соображаю что делать и возникает та самая пауза. Так вот оказывается чаще всего делать ничего не надо. Со многими ситуациями он справляется сам, если я не вмешиваюсь. Иногда он просто засыпает обратно, иногда хочет есть. Но без паузы сложно разобраться.
Практиковать такую паузу во время плача сложнее, но это тоже работает.
Когда я говорю работает, то это значит помогает мне его понять, а не помогает мгновенно успокоить. Увы, плач это единственный способ общения у личинок человека. И количество плача может зависеть от темперамента ребёнка, а не только от того, как за ним ухаживаешь.
Если учитывать эту точку зрения, то с плачем смириться проще. А ведь в дальнейшем ещё придётся смириться с тем, что он везде лезет. Но опять же, если смотреть на это как на необходимый этап развития личности, то становиться легче.
Наблюдения естественно должны быть непредвзятые и не выдавать желаемое за действительное.
Предвзятость нарушает второй важный момент : уважение к ребёнку и темпу его развития.
Когда я была в Индии, то попала на замечательную лекцию о том, почему индийцы ходят так плавно и мягко ( мы видели женщин несущих на голове все от огромных кувшинов до горы хвороста) , а европейцы и американцы часто имеют дерганную походку и проблемы с равновесием,плоскостопие и другие проблемы с походкой. Отчасти это связанно со спешкой родителей, когда ребёнок делает первые шаги: ему все пытаются помочь, показать как ходить, поддержать. Нет смысла этого делать. Дети рождены, чтоб двигаться и чтоб играть. Мы, взрослые, не должны их учить тому, что они знают лучше нас.
Сюда попадают все вехи развития: когда он сядет, когда пойдёт, когда пойдёт в туалет, когда заговорит... Это все очень индивидуальное. И если доверять ребёнку и позволить ему развиваться в его темпе, то это и есть проявление уважения к нему как к личности.
Это в том числе касается режима сна, еды, ношения на ручках. Ребёнку и правда виднее как ему нужно. Он знает это лучше врачей, лучше мамы, лучше всех на свете. Задача родителей научиться слышать ритм ребёнка и давать то что ему нужно. И наблюдение тут очень важный фактор.
Бойтесь. Это не последнее рассуждение на тему.