Крестьянские браки (к слову о распространенных штампах)

Sep 06, 2020 15:24

Эта заметка возникла как реакция на фейсбучный пост Ирины Чичкиной - экскурсовода, исследователя, автора книги "Гостиница Пожарских, или Парадоксы русского гостеприимства" (его помещаю ниже).

Тоже близок этот вопрос - особенно в контексте написания родословных книг.
Один из самых распространенных штампов - представлять крестьянскую жизнь в дореволюционной России в пасторально-умилительном стиле. Возьмем хотя бы пример традиций заключения брака. В его основе в первую очередь лежали экономические мотивы: семья жениха была заинтересована в дополнительной рабочей силе.

Ольга Семенова-Тян-Шанская в «Жизни Ивана» пишет: «Лет 20-30 тому назад выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. В виде более или менее редких исключений испрашивали разрешения архиерея женить малого, не достигшего еще 18-летнего возраста. … Малого же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила».

Вот мой свежий пример-подтверждение - прошение отца жениха к епископу о разрешении женить 17-летнего сына: «Так как я человек весьма бедный и расстроенное здоровье мое не позволяет самому заниматься хозяйством, кроме того чрез неповенчание сына моего Саввы в настоящее время, до Филиппова поста, дело брака может расстроиться, и это поведет к большим убыткам для моего маленького хозяйства…» (фото в первом комментарии).



Пост Ирины Чичкиной:
"Скажите, как объяснить желание музейных экскурсоводов обожествлять своих героев, делать из них персонажей без страха и упрека, тщательно стирать человеческие слабости, нелепости, ошибки? Зачем они это делают? Ведь все эти черты и делают их героев живыми, человечными. Мы ведь приходим в музеи не судить их героев, а узнавать.
Помню … как на одной экскурсии в Александровой слободе экскурсовод пела дифирамбы Ивану Грозному: его таланту, знаниям, мудрости. Минут 10 посвятила «развенчанию легенды» о смертельном ранении сына - Иоанна Иоанновича - от руки разгневанного отца. Тщетны были мои попытки свернуть ее рассказ на тему итальянских архитекторах, об особенностях дворцового комплекса.
Вернувшись из Спасского-Лутовинова, прочла прелестную биографию Тургенева, написанную Б.К.Зайцевым. Перелистывая страницы о многочисленных любовных историях писателя, вспоминала, как нам с придыханием в голосе музейный экскурсовод вещала: «Всю жизнь Тургенев любил только одну женщину!».
А белошвейка Авдотья Ермолаевна, от которой его мать отняла, а писатель воспитывал дочь Пелагею-Полину, а Татьяна Бакунина, а купленная у родственницы горничная наложница Феоктиста, а Ольга Тургенева, а Мария Толстая, а графиня Ламберт, а актриса Мария Гавриловна Саввина в эту схему не укладывались, поэтому упоминания и не заслуживали. Впрочем, о последней нам рассказали в связи с уютной комнатой, устроенной 25-летней гостье 62-летним хозяином. Саввина предпочла Тургеневу Никиту Всеволожского, Тургенев уехал в Буживаль и там умирал мучительно, от рака спинного мозга.
Полина Виардо после его смерти пыталась получить родовую усадьбу Спасское, к счастью, ей это не удалось. Проявила недюжинную хватку и сметку, стрясла с наследников крупную сумму по тургеневским векселям. Такой она была, эта «единственная женщина» в жизни Тургенева.
Кто или что заставляет музейщиков выхолащивать живой, полнокровный образ их героев, делая его «правильным», «идеальным», то есть схематичным? Как Вы думаете?"



Фото Ирины Чичкиной

Книги, Крестьянство

Previous post Next post
Up