Знаю я человека, который часто повторяет, что уезжать в дождь хорошая примета. Из Ниццы я уезжаю в дождь. Я посмотрела совсем небольшую часть, даже не прогулялась по этой «Английской променаде» про которой написано во всех путеводителях. Зато была в том месте, которое, по большому счету, было главной целью моего посещения Ниццы - музее Шагала.
Собиралась отдать 10 евро за входной билет, но кассирша сама определила меня в какую-то мега-льготную категорию, спросив мой возраст, попросив паспорт и выяснив наличие у меня французской визы. Бесплатный вход! (Ничего, положенные 10 евро и 4 сверху я оставила в музейном магазинчике, закупившись открытками и магнитиками с картинами художника).
Шагал... меня нередко спрашивают, за что я его люблю. Обычно пытаюсь ограничится какими-нибудь обоими словами про «эмоции вызывает». Собственно, это ничего не сказать, если искусство нравится, значит, вызывает эмоции. Еще могу сказать о том, что по его картинам и фотографиям становится понятно, что этот художник оставался светлым ребенком, верящим в чудеса, до конца жизни. А еще, его творчество как-то объединяет в себе что-то самое лучшее и ностальгическое о еврейском народе, как мне это представляется. Этот еврейский квартал Витебска, похожий на еврейские кварталы других городов восточной Европы ( да и западной, наверное, тоже): традиции и легенды, ритуалы и праздники, религия и труд - атмосфера этой жизни передается через его картины тому, кто смотрит на них и отзывается каким-то щемящим чувством внутри тоски по жизни далекой, к которой хочется приобщится, ненадолго перенестись во времени и походить по улочкам, поглядеть на бородатых мужчин с пейсами и женщин, спешащих с покупками готовить большой шаббатний ужин... (хотя в Израиле у меня была возможность наблюдать подобные картины).
В музее, на не уменьшенных оригиналах, можно было разглядывать картины в свое удовольствие (помня о поезде в Марсель).
Вот картина, художник в Париже, изогнутая, как на фотографии «рыбьим глазом» , Эйфелева башня, виден Нотр Дамм... А сам он на своем вечном своем осле, вот, конечно, петух, висит в воздухе фоном, сбоку маленькие еле видные дома - не витебский ли квартальчик? В окне влюбленные, с левого края - невеста. Точнее обнаженная девушка в фате - очень регулярный персонаж.
Художник рисует портрет семьи. За его спиной столпились знакомые любимые образы: еврей с темным лицом держит Свиток Торы. В углу скрипач, наверху летит крылатый ангел, голова осла, глядящего в небо. Летит невеста с букетом. Стоп, тут даже две невесты, вторая выглядывает из-за плеча художника. Куда же без влюбленной пары, склонившей головы над книгой , немного левее осла? А под этими персонажами горит месяц над крышами витеских домов и идет женщина, прячась под зонт.
Библейские сцены. Авраам приносит Иакова в жертву, его останавливает за руку ангел, но Иаков уже лежит на загорающихся бревнах - образ холокоста. Я в правом углу согнулся под крестом Иисус, в окружении людей направляясь к Голгофе...
Ангел несет на руках первого человека, Моисей видит горящий куст или получает скрижали завета ( а на фоне выведенный из Египта народ уже поклоняется золотому тельцу. Адам и Ева изгоняются из рая и др.
Оглядывая картину по периметру, обязательно найдешь и петуха, и осла, и, скорее всего, еще и дома-улицы Витебска, может быть перевернутые к верх ногами, где-то пройдет или пролетит вверх тормашками бородатый еврей со свитком, или путник с узелком, а может где-то окажется распятие, ангелы в цирковых позах, руки из облаков, благославляющие людей, обнаженная невеста, женщина с ребенком, наконец, почти всюду встретится пара возлюбленных - целиком или только головы. Все то что составляет главное в его жизни, в еврейской истории, самое волшебное и трепетное.
Этот багаж из воспоминаний о городе и любимых, об еврейской истории, библии - всегда с ним, все тут есть, в его картинах, в разных углах, вкраплениях, совершенно неожиданным образом находя себе местечко среди основного сюжета. Почему от этого становится так светло и влажно на душе? Не знаю, мне кажется, у нас общая ностальгия.