К чему терпима церковь?

Jan 13, 2025 14:51

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ

Очень ко многому. Почти ко всему. Кроме критики ее претензии на свою власть.

Давление всех своих тяжеловесных типиконов и катехизисов она готова умалить ради «немощных в вере».

Человек не знает ни азов Евангелия, ни основ догматики?  - Неважно, приходи, молись, причащайся. Со временем научишься.

Человек не желает жить «церковной жизнью»? - Это не повод отказать в крещении его ребенка и в отпевании его самого и его столь же неверующих родных

Человек совмещает свою христианскую самоидентификацию с языческими суевериями? - И это не повод для строгостей.

А если этот человек - высокий чиновник или спонсор... Ну, все знают, сколь терпимы были прелаты к официальным любовницам Людовиков и к тотальному разврату Версаля. Но к Вольтеру и гугенотам они не были терпимы.

То есть: если у человека есть совестные убеждения, которые расходятся с позицией официоза - вот и это и становится непрощаемым грехом.

В рекламных лекциях говорится, что «Совесть это голос Бога в человеке», что христианство учит жить по совести («Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе подобно искре и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестию и она есть естественный закон» (авва Дорофей)).

Но если голос совести конкретного человека велит ему не соглашаться с некоторыми особенностями национальной веры - официоз мгновенно меняет критерии ценностей. Тот, кто своими совестью и разумом расслышал веление Христа не там и не так, как его заглушила церковная практика и поучение - будет объявлен еретиком. Но не тот, кто «поискал не Исуса, а хлеба куса».

... Перед Новым годом группа священников в эмиграции опубликовала «Рождественское обращение к друзьям»

https://www.mir-vsem.info/post/%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B7%D1%8C%D1%8F%D0%BC

Это попытки ответа на запрос тех православных христиан, которые по ощущению своей совести (и иногда и уже прямо по убеждению) не могут далее полноценно и всесторонне отождествлять себя с религиозной институцией, которая сама перестала себя ощущать Невестой Агнца, предпочтя к этому горнему званию добавить статус госрелигии и замполита воюющей армии. Есть люди, которым не нравится, что в храме, в который они пришли ради Чаши Христовой, в нагрузку им навязывают молитвы и проповеди, нагнетающие недобрые чувства (в том числе - собственной национальной исключительности). И как быть?

Может быть, не только в глубине своей совести, но и в авторитетной церковной книги они вычитали такой простой совет: «Ища исцеления, позаботься о совести. И все, что она говорит, сделай и найдешь пользу« (преп. Марк Подвижник. Слово 1,69).

И вот на их глазах не просто отдельные люди, но и официальные вожди и масса клерков-клириков с своей всероссийскою паствою не просто творят грех, а проповедуют его. Причем выставляют его как норму церковности и даже условие членства в их организации. И проповедуют они этот грех как бы от имени всех, а, значит, в том числе  и этих несогласных.

Вот к людям с такой болью и обратились авторы «Обращения к друзьям». Они предлагают вспомнить идеи «монастыря в миру» еще советских времен.

По сути это тоже вынужденная икономия: не можешь нести «всё», сохрани хоть немногое. Это вполне традиционный путь и миссионерства  и пастырства. Представьте, что апостол Андрей приходит впервые к праславянам (или св. Николай Японский - к японцам). И на границе его спрашивают: «Кто ты? - Христианский миссионер! - А что это значит? - Я несу истину Христову людям! - А чем эта истина? - Я пришел сообщить вашему племени, что каждую весну за 49 дней до нашей Пасхи вам нельзя есть мяса и рыбы, пить молока. А еще помимо этих 49 дней за неделю до начала этого срока и плюс неделю после вы не должны знать своих жен!».

Кстати, Николай Японский вынужден был врать своим японским неофитам и уверять их, будто русский царь не является главою Имперской Церкви.

Вот и сегодня: если нечто, чуждое Евангелию, «смущает» людей - зачем же делать его чем-то обязательным?

При этом в «Обращении к друзьям» нет богословских оценок «господствующей церкви». Она не объявляется безблагодатной, а принятие в ней таинств не считается недопустимым.

Но авторы Обращения совершили немыслимое: они сказали, что выбирая между голосом совести и гласом Гундяева, можно выбрать первое, и при этом продолжать быть православным христианином.

... В истории православия практически не было дискуссий на этические темы. Был «арсенитский раскол» по поводу цинично ослепленного маленького принца. Был «прелюбодейным раскол» из-за развода императора. Но дискуссий  о том, как понимать нравственные заповеди Христа и их применять - не было. Был небольшой период перед 1917 годом (дело проф. Экземплярского). Ну, и быстро задавленная дискуссия о церковно-полицейском насилии в 2012 году. Вопрос о том, можно ли выйти из некоей церковной структуры по велению совести, не ставился. А вопрос о том, точно ли Бог индифферентен к нравственным преступлениям священников, ставить просто запрещено: это, мол, ересь донатизма.

И даже очень мягкое предложение авторов Обращения - «а можно мы просто дома и без вас помолимся?», тут же вызвал весьма агрессивный отклик.

А. Л. Дворкин от имени «тех, кто не выступают за поражение своей страны» просто обозвал Обращение «словесным мусором» и - ересью: «Семь авторов послания проповедуют явную и очевидную экклезиологическую ересь, представляющую совсем иную церковь, в корне отличную от той Истинной Церкви, которая была создана Иисусом Христом две тысячи лет назад».

Ну вот, еще один духовидец, который точно знает и то, «какая Церковь» была создана Иисусом Христом две тысячи лет назад» и то, что она тождественна Моспатриархии эпохи его работодателя - В. М. Гундяева.

И я не сомневаюсь, что при аресте таких кружков Дворкин напишет обвинительное заключение. А при случае - и сам настучит.

Дворкину вторит зам главы синодального отдела Кипшидзе:

*Народное поверие об особой активности нечистой силы в ночь перед Рождеством, нашло свое подтверждение в акции группы расстриг и их приспешника-мирянина под названием "Рождественское обращение к друзьям".
"Обращение..." - это фактически манифест о создании секты".

У Кипшидзе есть аргумент:
" Европейская культура, которая в этой своей части зафиксирована в Женевских конвенциях, восходящих к XIX веку, говорит о том, что враги, которые убивают друг друга на поле боя, причащаются из одной Чаши".

Красиво. Но именно моспатриархия раздавала анафемы и "лишала сана" священников по политическим мотивам. Её собор проклинал клириков, оказавшихся не на той стороне линии фронта.
Кроме того, будет ли Кипшидзе осуждать православных жителей, например, Псковщины, которые отказались ходить в храм, где службу вел воспеватель "великогофюрера-освободителя от большевиков"?

***
Когда-то Дворкин советовал осаживать сектантских вербовщиков вопросами:

"Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее верховном руководителе... Сектантам запрещено не только высказывать, но и в мыслях допускать критические замечания о своей организации и ее руководителе. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут?.. Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и выслушать от него причины, по которыми он ушел из организации? Для них все покинувшие их члены - лютые враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов».

Готов ли он сам сейчас ответить на эти вопросы?
Previous post Next post
Up