Святитель Иоанн Златоуст говорил свои знаменитые слова в определённом контексте, что необходимо учитывать, а не брать их в качестве универсального руководства.
"Знаменитые беседы к Антиохийскому народу о статуях произнесены святым Иоанном Златоустом в святую четыредесятницу 388 года. Поводом к их произнесению послужил страшный мятеж, произведенный в Антиохии уличной чернью, которая оскорбила и разбила императорские статуи. Первая беседа была произнесена еще до мятежа, но вторая уже после мятежа, о чем ясно говорит и ее содержание. Всех бесед было произнесено 21, и в них с поразительной живостью изображается состояние Антиохии в это страшное время". Контекст дает понять, о чем говорил Златоуст, по какому поводу и для кого, что не позволяет слишком широко интерпретировать его слова. А так ведь, имея только один параграф и не понимая, к чему он, применив его дословно... можно столько дров наломать. Если совсем коротко: Златоуст призывал унимать провокаторов и подстрекателей беспорядков.
“Одно событие из жизни Антиохии особенно ярко обнаружило великую ревность Златоуста о благе своей паствы и его беспримерный проповеднический гений. В 388 г. перед великим постом в Антиохии, по поводу нового военного налога, вспыхнуло восстание, во время которого неистовствующая толпа подвергла поруганию статуи императора Феодосия, его покойной жены Флациллы и других членов императорского дома. За это жителям Антиохии грозило поголовное избиение или продажа в рабство, а самому городу полное опустошение и превращение в распаханное поле. Все были в смятении и отчаянии. Престарелый епископ Флациан отправился в Константинополь ходатайствовать перед императором. Успевшие уже прибыть в Антиохию императорские уполномоченные производили строжайшее расследование дела и чинили суровую расправу над виновниками мятежа. В это-то время всеобщего страшного томления и уныния, после недельного молчания (может быть, с целью углубить в сознании народа религиозное значение переживаемого момента) Златоуст произносит целый ряд блестящих проповедей, проникнутых состраждущей, утешающей и назидающей любовью. Это его знаменитая «беседы о статуях». Со всей яркостью он показывает здесь необходимость, высоту и незыблемость христианского воззрения на жизнь, при котором даже и такие бедствия, как постигшее Антиохию, не только не страшны, но еще полезны, как пробуждающие христианина от беспечности к бодрствованию и т. обр. содействующие его вечному спасению, в сравнении с которым все блага мира и даже сама жизнь - ничто. Об этом-то спасении прежде всего и надлежит заботиться, очищаясь от грехов и укрепляясь в добродетелях; в переживаемый Антиохией момент это тем более настоятельно, что жизнь каждого находится в опасности, а грехи всех велики: спасение и временное и вечное может быть только делом одного милосердия Божия, достойными которого и надлежит явить себя через решительное исправление своей жизни и всецелой преданности воле Божией. Таковы, в самых общих чертах тезисы; обстоятельнейшее и глубоко-назидательнейшее раскрытие их в «беседах о статуях» производится Златоустом применительно к религиозно-нравственному состоянию антиохийского народа и под непосредственно-свежим впечатлением столь глубоко потрясшего Антиохию бедствия, которое и воспроизводится здесь во всех стадиях развития, со всеми ужасами и надеждами. В последней (21-й) беседе, произнесенной на Пасху, изображается радость по случаю возвращения в Антиохию Флавиана с вестью о помиловании и приводится дословно ходатайственная речь его перед императором, которая, - по общепринятому мнению, - составлена самим Златоустом и принадлежит к совершеннейшим его созданиям”.
Святой произносил свои знаменитые слова в определённой ситуации, желая предотвратить беспорядки, о которых едва не погиб весь город. Думаю, это надо учитывать.
Все мне позволено, говорит Писание, но ничто не должно приводить к тому, чтобы нарушать первую заповедь о любви к Богу и ближним . Многие из нас находятся в том положении, в котором больше достойны бития сами, чем наоборот.
"Знаменитые беседы к Антиохийскому народу о статуях произнесены святым Иоанном Златоустом в святую четыредесятницу 388 года. Поводом к их произнесению послужил страшный мятеж, произведенный в Антиохии уличной чернью, которая оскорбила и разбила императорские статуи. Первая беседа была произнесена еще до мятежа, но вторая уже после мятежа, о чем ясно говорит и ее содержание. Всех бесед было произнесено 21, и в них с поразительной живостью изображается состояние Антиохии в это страшное время". Контекст дает понять, о чем говорил Златоуст, по какому поводу и для кого, что не позволяет слишком широко интерпретировать его слова. А так ведь, имея только один параграф и не понимая, к чему он, применив его дословно... можно столько дров наломать. Если совсем коротко: Златоуст призывал унимать провокаторов и подстрекателей беспорядков.
“Одно событие из жизни Антиохии особенно ярко обнаружило великую ревность Златоуста о благе своей паствы и его беспримерный проповеднический гений. В 388 г. перед великим постом в Антиохии, по поводу нового военного налога, вспыхнуло восстание, во время которого неистовствующая толпа подвергла поруганию статуи императора Феодосия, его покойной жены Флациллы и других членов императорского дома. За это жителям Антиохии грозило поголовное избиение или продажа в рабство, а самому городу полное опустошение и превращение в распаханное поле. Все были в смятении и отчаянии. Престарелый епископ Флациан отправился в Константинополь ходатайствовать перед императором. Успевшие уже прибыть в Антиохию императорские уполномоченные производили строжайшее расследование дела и чинили суровую расправу над виновниками мятежа. В это-то время всеобщего страшного томления и уныния, после недельного молчания (может быть, с целью углубить в сознании народа религиозное значение переживаемого момента) Златоуст произносит целый ряд блестящих проповедей, проникнутых состраждущей, утешающей и назидающей любовью. Это его знаменитая «беседы о статуях». Со всей яркостью он показывает здесь необходимость, высоту и незыблемость христианского воззрения на жизнь, при котором даже и такие бедствия, как постигшее Антиохию, не только не страшны, но еще полезны, как пробуждающие христианина от беспечности к бодрствованию и т. обр. содействующие его вечному спасению, в сравнении с которым все блага мира и даже сама жизнь - ничто. Об этом-то спасении прежде всего и надлежит заботиться, очищаясь от грехов и укрепляясь в добродетелях; в переживаемый Антиохией момент это тем более настоятельно, что жизнь каждого находится в опасности, а грехи всех велики: спасение и временное и вечное может быть только делом одного милосердия Божия, достойными которого и надлежит явить себя через решительное исправление своей жизни и всецелой преданности воле Божией. Таковы, в самых общих чертах тезисы; обстоятельнейшее и глубоко-назидательнейшее раскрытие их в «беседах о статуях» производится Златоустом применительно к религиозно-нравственному состоянию антиохийского народа и под непосредственно-свежим впечатлением столь глубоко потрясшего Антиохию бедствия, которое и воспроизводится здесь во всех стадиях развития, со всеми ужасами и надеждами. В последней (21-й) беседе, произнесенной на Пасху, изображается радость по случаю возвращения в Антиохию Флавиана с вестью о помиловании и приводится дословно ходатайственная речь его перед императором, которая, - по общепринятому мнению, - составлена самим Златоустом и принадлежит к совершеннейшим его созданиям”.
Святой произносил свои знаменитые слова в определённой ситуации, желая предотвратить беспорядки, о которых едва не погиб весь город. Думаю, это надо учитывать.
Все мне позволено, говорит Писание, но ничто не должно приводить к тому, чтобы нарушать первую заповедь о любви к Богу и ближним . Многие из нас находятся в том положении, в котором больше достойны бития сами, чем наоборот.
Reply
Leave a comment