Ничего удивительного. св. Игнатию в 1847 году еще только 40 лет. Вряд ли кто-то догадывался о его канонизации через 140 лет. До его епископской хиротонии еще десять лет. В это время он наместник Сергиевой пустыни под Петербургом и к нему действительно ездили "на окормление" петербургские дамы.
Литературно-духовные труды о. Игнатия в это время еще не были известны, в частности, потому, что св. Филарет Московский запретил их издавать. То немногое, что выходило, публиковалось под псевдонимами.
Кроме того, в слухах путали Игнатия Брянчанинова и другого архимандрита Игнатия - его бывшего старшего келейника, человека с действительно карьеристими замашками.
Интересно, что в житийном тексте отношения Брянчанинов-Гоголь позолочены:
про позолоченные отношения) - а они не могли позже наладится? Отче, спасибо за такой содержательный ответ! Для меня, конечно, не составляет ценности в мировоззренческом плане замечание Гоголя о "дамах". Я скорее о том, что современники могут очень ошибаться. Тем более, светские писатели в оценке духовных лиц. И это еще более подтверждает незрелость Гоголевской "православной прозы", если так можно выразиться. И определенно свидетельствует о правоте святителя.
Свт. Игнатий вообще очень болезненно (и не бесстрастно) реагировал на художников, дерзающих обращаться к Богу: например, его отзыв на оду "Бог", где он просто рвет и мечет. Кстати, любопытно в этом отношении последнее стихотворение Юрия Кузнецова "Поэт и монах", где под монахом, обращающимся в конце концов в дьявола, выведен именно свт. Игнатий, рассуждающий об искусстве. Я тогда написал заметку об этом. А вообще из свт. Игнатия давно сделали дубину для битья по неофитским головам. Однако, сомневаюсь, что его писания могут кого-то согреть, ободрить, не говоря уже - вдохновить.
Знаешь православных?presviter_dsDecember 29 2009, 11:36:03 UTC
Лёш, заглянул бы в профиль человека, коммент которого цитируешь. Илья Симановский - атеист. И даже не крещеный, кстати, поэтому никаким боком не православный.
Это не значит, что нет православных, которые не любят "выбранные места". Но Илья, думаю, сильно удивился бы, если бы увидел, что его приводят в пример в качестве православного - благо, у него идиосинкразия на о.Андрея, поэтому он сюда не заглядывает ;)
Да ладно, не напрягайся :) Илья - очень хороший человек, искренний, вдумчивый, одаренный, но... видимо, там с органом, которым верят, что-то не так. Это я не в осуждение ему - я очень хорошо к нему отношусь. Может, Господь как-то откроется ему когда-нибудь...
Comments 77
Reply
Литературно-духовные труды о. Игнатия в это время еще не были известны, в частности, потому, что св. Филарет Московский запретил их издавать. То немногое, что выходило, публиковалось под псевдонимами.
Кроме того, в слухах путали Игнатия Брянчанинова и другого архимандрита Игнатия - его бывшего старшего келейника, человека с действительно карьеристими замашками.
Интересно, что в житийном тексте отношения Брянчанинов-Гоголь позолочены:
"Знакомства с архимандритом Игнатием, его советов и наставлений искали многие выдающиеся люди России. Среди них Н. В. Гоголь"
(http://days.pravoslavie.ru/Life/life4628.htm
Reply
значит можно сделать вывод, что цензура в некотором роде помогла святителю Игнатию т.с. отточить своё слово?
Reply
Reply
А вообще из свт. Игнатия давно сделали дубину для битья по неофитским головам. Однако, сомневаюсь, что его писания могут кого-то согреть, ободрить, не говоря уже - вдохновить.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Это не значит, что нет православных, которые не любят "выбранные места". Но Илья, думаю, сильно удивился бы, если бы увидел, что его приводят в пример в качестве православного - благо, у него идиосинкразия на о.Андрея, поэтому он сюда не заглядывает ;)
Reply
Reply
Илья - очень хороший человек, искренний, вдумчивый, одаренный, но... видимо, там с органом, которым верят, что-то не так.
Это я не в осуждение ему - я очень хорошо к нему отношусь. Может, Господь как-то откроется ему когда-нибудь...
Reply
Reply
Тексты я взял ихи книги: "Гоголь про
эт контра".
И там читается так: "Во всяком случае, письмо это поджало мне доброе мнение о Брянчанинове".
Букву ж я счел очепяткой. Но от нее радикально меняется смысл сказанного Гоголем. Кто может - проверьте по первоисточнику.
Reply
Leave a comment