Сегодняшнее слово Патриарха Кирилла:
«Известно, что царь Иван IV Грозный посещал это место, когда направлялся в поход на Полоцк. Многие уже не знают, что от этого похода зависела во многом судьба России. И русское воинство тогда победило и остановило опасную агрессию, которая, как всегда, несла по отношению к России не только попытку получить материальные блага, закабалив народ, но, что самое главное, всегда были попытки, как мы бы сказали современным языком, переформатировать наше сознание, изменить наше культурное, национальное и религиозное самопонимание. Тогда Иван Грозный не позволил этого сделать».
http://www.patriarchia.ru/db/text/3607063.html Патриарх прав - «многие уже не знают» подробностей тех событий.
Вот и я пошел искать.
Выводы:
Это время не агрессии иноземцев против России, а время агрессивного расширения Московии. Это вершинная точка первой фазы Ливонской войны, весьма успешная для Ивана Грозного.
Цель похода на Полоцк вовсе не гуманитарна:
Лучший знаток того времени Р.Скрынников:
http://statehistory.ru/books/1/Ruslan-Skrynnikov_Ivan-Groznij/19 «Задавшись целью предотвратить создание широкой антирусской коалиции в Прибалтике, московское правительство заключило союзный договор с Данией, предоставило 20-летнее перемирие шведам и обратило все свои силы против Литвы. Русское командование решило нанести удар по Полоцку, ключевой пограничной крепости, закрывавшей пути на литовскую столицу Вильну».
Поход из Москву на Вильно это оборона от агрессии?
«Выбор Полоцка, как объекта решающего удара, вполне очевиден. Полоцк в XVI в. был крупнейшим и богатейшим городом Великого княжества Литовского, здесь русская армия могла рассчитывать на огромную добычу. Кроме того, взятие Полоцка давало целый ряд тактических преимуществ. Полоцк нависал над южным флангом группировки московских войск в Ливонии и создавал угрозу отсечения их от внутренних районов Русского государства. При захвате Полоцка Русское государство получило бы возможность для прямого сообщения с Ливонией из Смоленска по удобному речному пути. Потеря Полоцка Великим княжеством Литовским создавала непосредственную опасность для Вильны».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B0_%281563%29 Последствия победы:
Сначала очевидное: «Взятие и разорение города и его окрестностей было не только концом величия Полоцка, после которого он больше никогда не возродился».
Теперь геополитическое:
«Падение Полоцка можно оценивать как одну из причин заключения Люблинской унии в 1569 г.». Речь идет о государственном союзе между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая.
То есть тактическая победа привела к появлению мощного и опасного врага.
Каковы последствия победы московского войска для жителей Полоцка?
Духовник царя Афанасий в 1563 году записал в Книге Степенной Царского родословия:
http://www.familytree.ru/ru/history/letopisi/1562.html«Благочистивый Царь и Великий князь подвижеся со множеством силы своея и, шед, взя древнее отечество, славный град Полтеск, и такмо живущих богоубийственных жидов конечной пагубе предаде».
Инок Иосифо-Волоцкого монастыря Евфимий (впоследствии Грозный сделал его игуменом монастыря) тоже в 1563 году (или около того) записал про Грозного:
http://ao.orthodoxy.ru/arch/025/025-mak.htm«град Полтеск взял и (епископа та, рек)ше бискупа, святителя их, сведе и всех людей, иже во граде хотящих обратитися к вере православного христианства, повеле приимати на покаяние и милость показа - не предавати на смерть. Неповинующих же ся царьскому его велению и веровати не хотящих - жестосердых жидов и лютавар злых и не покоривых латын, повеле огню и мечю предати.»
"Иван IV не вполне сдержал обещания относительно условий капитуляции. Некоторые русские летописи, Мацей Стрыйковский и его компиляторы сообщают, что еврейскому населению города под страхом смерти было приказано креститься в православие, а несогласившиеся были утоплены в Западной Двине[4][5], однако эти сведения вызывают у некоторых исследователей сомнения. В некоторых источниках также сообщается о гибели полоцких бернардинцев и доминиканцев от рук татар из русской армии, такой возможности исключить нельзя (см. Святые Адам, Доминик и Пётр Полоцкие). К 500-700 полякам из гарнизона и немецким наёмникам Иван IV отнёсся милостиво, некоторые наёмники перешли на русским службу. Ротмистры получили в дар собольи шубы, покрытые парчой. Ротмистр Верхлинский позже был обвинен в получении подарков от неприятеля, но был оправдан судом. Такое отношение Ивана IV к полякам объясняется его нежеланием вступления в войну Польши, он планировал вести военные действия только против Великого княжества Литовского.
Полоцкие бояре, купечество, большинство горожан, а также жители окрестностей Полоцка были лишены имущества и угнаны в плен, по разным оценкам число пленных составило от 15 000 до 60 000 человек. Какая-то часть пленных позже была продана (католики и протестанты легально, а православные, возможно, нелегально, так как «крещёные души» продавать запрещалось) в рабство, например в Персию (см. Ази Хосров[6], также о продаже русскими пленных Ливонской войны в мусульманские страны сообщает Генрих Штаден[7]). Вывезенных в Московию жителей Полоцка (несколько тысяч человек) ждала ужасная судьба. Генрих Штаден писал: «Мещане вместе с их женами и детьми были развезены по нескольким городам Русской земли… Мещане, равно как и многие из дворян, вместе с женами и детьми несколько лет жили по тюрьмам, закованные в железа, залиты свинцом. Когда же великий князь вместе со своими опричниками осаждал некоторые города в Лифляндии, все они были убиты вместе с их женами и детьми. И всем еще для устрашения были отсечены ноги, а (тела их) брошены потом в воду».
***
А вообще прежде таких экскурсов в историю было бы полезно просматривать современные школьные учебники тех стран, о которых идет речь. Это даст возможность предусмотреть - как произносимый текст будет воспринят в тех вроде бы родных краях.
Например:
http://slovo.ws/urok/historyofbelarus/07/001/095.html Или:
Чаму ў Беларусі маскоўскага цара Івана ІV называюць Жахлівым? История Беларуси в вопросах и ответах.
Маскоўскі цар Іван ІV (1530-1584) увайшоў у беларускую гісторыю як захопнік і кат: распачаўшы вайну супраць Вялікага Княства, у 1563 годзе захапіў Полацак, у якім чыніў жудасныя забойствы, дзесяткі тысяч людзей выводзіў у няволю, рассылаў па Беларусі карныя аддзелы для расправы над простым людам. За 16 гадоў панавання ягоных ваяводаў на Полаччыне край гэты настолькі здзічэў і абязлюдзеў, што на аднаўленне яго давялося браць людзей з іншых мясцінаў Беларусі.
Не менш крыві ліў Іван ІV і ў сваёй дзяржаве, дзе гады апрычніны сталіся сапраўднай вакханаліяй садызму. Прыкладам, у Ноўгарадзе Вялікім узімку 1570 года апрычнікі больш за месяц забівалі па 500-1000 чалавек штодзённа. Ды вось жа дзіва: у памяць свайго народа каранаваны маньяк увайшоў як жорсткі, але справядлівы суддзя, «грозный царь Иван Васильевич». Спрыялі гэтаму асаблівасці расейскага нацыянальнага характару, у прыватнасці манархісцкія ілюзіі. Адсюль - апалогія тыранства, ідэалізацыя гэтага цара ў расейскай гістарычнай літаратуры.
У Беларусі ж успрыманне Івана ІV адпавядала ягоным чорным справам. Тут, як і ў іншых эўрапейскіх краінах, дзе хадзілі жудасныя чуткі пра яго неверагодную лютасць, маскоўскі цар быў не «грозны», а жахлівы. У ангельскую мову ён так і ўвайшоў як John Terrible, у нямецкую - як Iwan der Schrekliche. І ў беларускай гісторыі гэта Іван Жахлівы.
http://slovo.ws/urok/historyofbelarus/150/046.html