С 1430 года на городском гербе немецкого Кобурга изображена голова святого Маврикия, являющегося покровителем города - голова мавра с красными губами и золотой серьгой на жёлтом фоне.
Святой Маврикий по преданию был христианином и командиром Фиванского легиона.
Его жизнь описана святым 5 века Евхерием (Eucherius, Eucher) Лионскому («Страдание св. Маврикия и Агаунских мучеников» (Bibliotheca hagiographica Latina antiquae
et mediae aetatis. Brux., 1898 (BHL), N 5737)).
Местом дислокации легиона была Фиваида, в Египте. Отсюда этот легион был отправлен императором Максимианом в Галлию, для подавления восстания багаудов. Командовал легионом св. Маврикий (Mauritius). Его помощниками были Кандид (Candidus) и Экзюперий (Exuperius; ВНИМАНИЕ: ОТСЮДА ФАМИЛИЯ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ), которые тоже почитаются святыми. После разгрома багаудов легион был отведён в город Агаунум, нынешний Сен-Морис д’Агон (Saint-Maurice или Saint-Maurice-en-Valais), а император Максимиан издал приказ, чтобы все в честь победы совершали жертвоприношения римским богам. Легионеры твёрдо и единодушно отказались от этого, за что были подвергнуты децимации и предупреждены, что император не остановится пока приказ не будет выполнен. Тогда св. Маврикий обратился к легиону с призывом не поддаться угрозам и быть верными клятве, данной при крещении, по примеру уже казнённых товарищей. Его слова нашли отклик в сердцах этих отважных солдат и от имени легиона было отправлено письмо Максимиану следующего содержания:
«Император, мы - твои солдаты, но также и солдаты истинного Бога. Мы несем тебе военную службу и повиновение, но мы не можем отказываться от Того, кто наш Создатель и Властитель, даже при том, что ты отвергаешь Его. Во всем, что не противоречит Его закону, мы с величайшей охотой повинуемся тебе, как мы это делали до настоящего времени. Мы с готовностью выступаем против своих врагов, кем бы они ни были, но мы не можем обагрять наши руки кровью невинных людей (христиане). Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан - смотрите, мы - такие же. Мы признаем Бога Отца, Создателя всего сущего, и Его Сына, Господа и Бога Иисуса Христа. Мы видели наших товарищей, усеченных мечом, мы не оплакиваем их, а, скорее, радуемся их чести. Ни это, ни любое другое происшествие не соблазнили нас восстать. В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе».
Так как акт устрашения не возымел действия, его многократно повторяли до тех пор пока не был истреблён весь легион.
Согласно посланию Евхария Лионского, тела Агаунских мучеников были обнаружены и идентифицированы епископом города Октодурума (нынешний Мартиньи) Феодором в 350 г.
Именно Евхарий говорит, что численность легиона была равна «шести тысячам и шестистам мужам».[4]
Писатель шестого века Григорий Турский в книге «Liber in gloria martyrum» («Книга о славе мучеников») упоминает базилику в Кёльне, "в которой 50 человек из знаменитого Фиваидского легиона, претерпевшие мученическую кончину за имя Христово. Из-за того, что церковь, с её великолепным строением и мозаикой сияет, будто-то позолоченная, жители предпочитают называть её «Базилика Золотых Святых».
Предание о Фиваидском легионе и житие св. Маврикия стали очень популярными в Средневековье и упоминались в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. В этом сборнике число легионеров равняется 6666
Так как святой Маврикий был родом из римской провинции Африка, в Германии с 13 века возникла традиция изображать его мавром, хотя, скорее всего, Святой Маврикий выглядел как современные арабы (римская провинция Африка включала территорию современных арабских государств Северной Африки). Герб во времена Третьего рейха был изменен на меч и свастику, но после окончания войны исторический герб был Кобургу возвращён.
***
Это западная версия (
http://iconsv.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=1751&Itemid=3); православное житие св. Маврикия говорит только о 70 мучениках воинах.
Против историчности Фиваидского легиона приводят следующие доводы:
1) Максимиан не мог вызвать войска с Востока, так как в 285-305 гг. управлял Западом - провинциями Италия, Испания и Африка, и, соответственно, не имел права распоряжаться войсками на Востоке.
2) В конце III в. в римской армии не было легионов с названием «Фиваидский». В египетских Фивах в это время были размещены легионы, один из которых в первой пол. IV в. назывался II Flavia Constantia (Annee Epigraphique, 1987, 975b), а второй - I Maximiniana. Эти легионы располагались в верхнем Египте постоянно и никогда не переводились в другие регионы империи. Формирование этих легионов датируется 297 годом, что на 11 лет позже вышеуказанных событий[8].
4) Евхарий сообщает о 6 600 легионерах -мучениках, тогда как в позднеантичном легионе после реформы Диоклетиана служило 1-2 000 человек.
5) ключевые фигуры рассказа Эвгерия - Мавриций, Экзуперий и Кандид наделены автором титулами, которых не было в позднеантичном легионе, но были в дворцовых частях.
6) после 68 г. в римской армии почти не применялась децимация (казнь каждого десятого из солдат провинившейся части) как вид наказания воинов(к 2-й пол.IV в Юлиан,решив децимировать проштрафившуюся часть казнил только десять а не каждого десятого).