Русский дух

May 07, 2013 08:59


Read more... )

Leave a comment

nikolay_1983 May 7 2013, 09:07:45 UTC
Как священнослужители участвовали в партизанском движении

В этом году Пасха приходится на майские праздники и почти совпадает с Днем Победы.С началом Великой Отечественной войны священники полной мерой разделили судьбу своих прихожан.

На рассвете 9 октября 1943 года в приходскую церковь белорусского села Хойно ворвались фашисты. Священнику Косьме Раине приказали разоблачиться, повели в полицейский участок, обыскали. Документы и часы офицер отдал переводчику. «Вам они больше не понадобятся», - улыбнулся тот. И два солдатика-чеха повели батюшку на расстрел.
…Протоиерей Косьма Раина был потомственным священником. Его отец с крестом и Евангелием плавал на военных российских кораблях и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре. Немецкая оккупация застала протоиерея и его большую семью - а было у него семеро детей - в Пинском районе Брестской области и сразу поставила перед выбором.

Вопрос, кому подчиняться, был далеко не внутрицерковным, а молитва «о стране нашей, властях и воинстве ее» приобретала в условиях оккупации политический смысл.

Оккупационные власти требовали молиться «об освобождении страны российской и победоносном германском воинстве». Но отец Косьма каждый раз читал молитву каноническую. А когда на него доносили, говорил, что забылся, прочитал по инерции.

Нет, не безбожным властям служил отец Косьма, а пастве своей, народу православному, на плечи которого обрушилось тяжелое бремя войны.

Этот народ день и ночь тек и тек на восток по лесным и полевым дорогам - беженцы, раненные, окруженцы, и матушка то и дело выпекала хлеб, варила картошку, помогала одеждой, обувкой, лекарствами. Раненые причащались, просили молитв за павших товарищей, за себя и близких.
...
Как учителя уходили в гетто с учениками, как врачи принимали смерть вместе с ранеными, так и священники разделяли судьбу прихожан.

Приходской священник Иоанн Лойко принародно благословил сыновей Владимира, Георгия и Александра в партизаны. «Мое оружие на врази крест святой, поруганный супостатами, и слово Божие, а вы будьте Богом хранимы и честно служите Батьковщине». Отца Иоанна каратели сожгли вместе с прихожанами в церкви. После войны на месте того страшного пожарища установили обелиск, где поначалу было и имя священника, но потом почему-то исчезло.

Священник Николай Пыжевич, друг отца Косьмы, помогал раненым красноармейцам, был в добрых отношениях с партизанами и даже распространял листовки. Донесли. В сентябре 43-го в Старое Село нагрянули каратели. Батюшка выскочил в окно и уже было скрылся в лесу, но, оглянувшись, увидел, как дом его, где остались жена и пятеро дочерей, заколачивают досками и обкладывают соломой. «Я здесь, - закричал он. - Меня берите, Богом прошу, детушек невинных пожалейте...»

Офицер ударом сапога бросил его на землю и расстрелял в упор, а тело священника бросили в уже пылающий дом. Через какое-то время полностью было уничтожено и все село, а жители его сожжены в храме.

Летом 1943 года к командиру партизанского соединения генерал-майору В.З. Коржу слезно обратились родственники погибшего... полицая. Никто, мол, из священников не соглашается отпевать покойника, не пришлете ли своего партизанского батюшку? В отряде служил тогда протоиерей Александр Романушко. В сопровождении двух партизан-автоматчиков он явился на кладбище. Там уже стояли вооруженные полицаи. Облачился, немного помолчал. И вдруг:

- Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого. Но не наших молитв заслужил во гробе предлежащий. Он изменник Родины и убийца невинных стариков и детей. Вместо вечной памяти мы все, - он высоко поднял голову и возвысил голос, - произносим «анафема»!

Собравшиеся оцепенели. А священник, подойдя к полицаям, продолжал:

- К вам, заблудшим, обращаюсь: пока не поздно, искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите оружие против тех, кто уничтожает наш народ, в такие вот могилы закапывает живых людей, а в храмах заживо сжигает верующих и священников...

В группу базирования отец Александр привел почти целый отряд, и был награжден медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Reply

drugoi_lebedev May 7 2013, 11:27:52 UTC
о!
фольклер!

Reply

unpersonne May 7 2013, 21:16:01 UTC
Я, я натюрлих хер lebledev.

Reply

drugoi_lebedev May 8 2013, 05:02:18 UTC
Здесь руССький дух!

Reply

unpersonne May 9 2013, 08:29:00 UTC
Зте-есь рюССкий ду-ух!

Reply

drugoi_lebedev May 9 2013, 17:23:43 UTC
да шо вы говорите?!

Reply

nikolay_1983 May 8 2013, 03:31:13 UTC
Да кому-то и вся Великая Отечественная - фольклор...

Reply

drugoi_lebedev May 8 2013, 05:04:31 UTC
Но согласитесь что байки о главенствующей роли РПЦ во ВМВ немного утомили

Reply

tau_schmau May 8 2013, 08:20:45 UTC
А такие есть?

Это ведь тематический материал - священство в годы ВОВ. Есть тематические материалы о партизанах, о тружениках тыла... о Зое Космодемьянской, в конце концов. Никто же не говорит "байки о главенствующей роли Зои Космодемьянской в ВМВ" - просто тематический материал, в отличие от общего обзора, по определению посвящен одному, конкретному, аспекту событий.

Reply

nikolay_1983 May 8 2013, 11:11:29 UTC
Во-первых, не ВМВ, а ВОВ. Во-вторых, это не из тех баек. Каждый вносил свой вклад. Об том и сказано. В-третьих, я не слышал тех баек, о которых Вы говорите, потому они меня не утомляли, потому я не согласен)

И ведь я привёл текст в противовес дяде гору... А то у него выходит уж чрезмерно однобоко, хотя я и согласен, что случаи были разные.

Reply

drugoi_lebedev May 8 2013, 21:02:46 UTC
вы действительно настолько наивны что считаете ВМВ - ВОВ ?!

Reply

nikolay_1983 May 9 2013, 09:06:23 UTC
А Вы действительно иван-родства-не-помнящий?

Reply

drugoi_lebedev May 9 2013, 17:22:08 UTC
а погчему вы спграшиваете?!

Reply


Leave a comment

Up