История с сегодняшней Пасхой мне представляется важной для понимания многого в православной жизни.
Напоминаю наши базово-распространенные представления о правилах вычисления Пасхи:
1. Пасху всем праздновать в один день
2. Пасха совершается весной, то есть после весеннего равноденствия.
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина (7 Ап. правило).
3. Это празднование не может принимать во внимание иудейские расчеты Пасхи: «Нашему священнейшему богопочтению приличествует свой порядок времени и свой закон. Согласно держась его, возлюбленные братья, мы сами устраним от себя постыдное для нас мнение иудеев, которые странно хвастают, будто независимо от их постановлений мы уже и не можем сделать этого...» (Послание имп. Константина из Никеи).
4. Пасха совершается в первый день недели, то есть в воскресный день
5. Пасха совершается лишь после того как прошло первое весеннее полнолуние (то есть первое полнолуние после для равноденствия)
6. Это должно быть первое воскресение после первого весеннего полнолуния.
В толковании на 7-е Апостольское правило Иоанн Зонара (византийский историк XII века, монах-богослов) отмечает: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха».
Подобно Зонаре, Матфей Властарь, известный византийский канонист, пишет в «Алфавитной синтагме» (14 век):
Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания.
• Мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия
• Совершать не в один день с иудеями
• Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия
• И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету
Вроде все ясно. Но что означают слова «равноденствие» и «полнолуние»? Во времена Первого Собора не было печати и интернета. Поэтому дерзну предположить, что правила расчета Пасхи давались так чтобы каждый христианин мог бы сам понять, когда пришло время его праздника. То есть имелись в виду именно астрономически заметные события.
Однако сегодня мы читаем: «Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может» (
http://www.pravoslavie.ru/answers/6817.htm)
Интересная перемена. Она произошла по той причине, что век спустя после Первого собора при составлении Великого Индиктиона - «вечного календаря» - за основу были взяты не реальные астрономические даты равноденствия и полнолуния, а некие математические условности.
"в 5 веке было абсолютно верно астрономически. За первое весеннее полнолуние в 417г. составители александрийской Пасхалии взяли следующее, апрельское, во вторник, 17 апреля, а Пасху - следовательно в ближайшее воскресенье на 22 апреля: как и положено правилам Никеи, - первое воскресенье после первого астрономического полнолуния после астрономического равноденствия, которое тогда было определено на 21 марта.
Но дальше пошел у александрийских пасхалистов полный волюнтаризьм.
Зная про Метоновый цикл и веря, что через каждые 19 лет фазы Луны снова повторяются точно по дням солнечного года, они развили мысль дальше, и решили, что с учетом каждого четвертого високосного года и седьмицы (недели), через каждые 532 года (= 19х4х7) фаза Луны попадет ровно на тот же конкреный день недели и число месяца и високосного, и каждого из 3-х невисокосных годов.
Т.е. полнолуние во вторник 17 апреля 417 года - точно будет повторятся во вторник 17 апреля через каждые 532 года неизменно..
А следовательно, и следующее воскресенье - Пасха - будет неизменно 22 апреля не только в 417г., но и через каждые 532 года: в 949г., в 1481г., в 2013г., в 2545г. .. и т.д.
Этот период в 532 лет назвали Великим Индиктионом и тупо начали переносить вперед данную таблицу Пасх на 532 года (астрономически рассчитанную верно на первое время 4-5 века) - на следующие кратные периоды.
Однако реальные и Солнце, и Луна не захотели точно ложиться в Метоновый цикл и в Индиктион, и в настоящее время Солнце со своими равноденствиями\солнцестояниями наступает намного раньше по датам старого стиля (на 13 дней), а Луна с её фазами - также сместилась на более ранние даты в юлианском календаре (на 5 дней).
(астрономическое равноденствие попадает на 7-8 марта по ст.ст., а полнолуние, как видно на данном примере, "сползло", вопреки Индиктиону, за 17 веков на пять суток ранее -- с 17 апреля по ст. ст. (+13=30 апреля н.ст.) на 12 апреля по ст.ст. (+13=25 апреля по н.ст. )
Отсюда - и несоответствие первоначально верных астрономических Пасх - реалиям, и формализация этих дат - они просто берутся автоматически из таблицы "Вечной православной Пасхалии""
http://www.forum-slovo.ru/index.php?topic=37734.msg2064353#msg2064353.
Получилась конструкция внутренне логичная и красивая, крепкая, завораживающая поистине кальпическими перспективами: оказалось, что через 46 752 года дата Пасхи, пройдя через все возможные варианты (включая осенние и зимние) вновь придет в тот же день весны, что и сейчас.
И в этом виден дух византинизма: красивая сакральная формула превыше всего. Нынешняя поздняя сдвинутая пасха это лишь предвестник грядущих календарных потрясений (которые будут преподноситься как стабильность и верность). Наши потомки еще будут праздновать Пасху и Рождество в один день. Если не одумаются и не вспомнят, что и суббота, и календарь ради человека, а не ради математических иллюзий.
В религии, по сути исторической (главное событие произошло единожды "при Понтийстем Пилате") за основу литургического календаря берутся три условности: условное равноденствие, условное полнолуние и условная иудейская пасха. При этом ни одно из этих событий не соответствует современным (и канонически провозглашенным) реалиям.
В который раз приходится говорить: Церковь которая столетиями может совершать вечерние молитвы по утрам, а утренние по вечерам, неодолима ни адовыми вратами, ни здравым смыслом.
Сколько таких красивых византинизмов душит церковную жизнь! Константинопольские иерархи считают, что весь мир принадлежит им и чуть не матерно изгоняют русских миссионеров из Индии и Китая. Мол, по правилу Халкидонского собора миссия на всех землях за пределами традиционных патриархатов подлежит ведению столичного имперского патриарха…
Ну и еще простой вывод из этой пасхальной истории: то, что обычно рассказывается в воскресных школах о правилах вычисления нашей пасхи, увы, неправда.
Может, кто-то поможет мне, как же честно рассказать детям 4-классникам о том, как мы получаем дату нашей Пасхи (сейчас правлю свой учебник по ОПК, так что для меня эта тема актуальна).
***
В течение 50 лет после Первого Вселенского Собора Рим и Александрия должны были праздновать Пасху в разный день целых 12 раз, однако в результате компромисса для всех этих случаев были найдены общие даты. Интересно, что Александрия принимала римскую дату, отказавшись от своей пасхалии, в 346 и 349 гг. Это важный урок церковного единства (так и не усвоенный Стерлиговым).