18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Сегодняшний сеанс саморекламы от Гундяева:
«Год назад произошло великое событие. Во всеобщем информационном шуме, который поглощает внимание большинства людей, это событие не стало слишком заметным, но о нем хорошо знают православные москвичи и вообще русские православные люди - это чудесное обретение чудотворного Казанского образа Божией Матери. Я рассказывал о том, как это произошло. Это действительно было чудом. Икона находилась не где-то далеко, как нам говорили. Не то за границу увезли, с аукциона продали, или, как считали некоторые, икону украли, она исчезла из храма на Красной площади, и найти ее уж никак невозможно. Но по милости Божией получилось так, что некто, имя которого мы не знаем, принес эту икону в Патриархию, опасаясь, что она будет действительно похищена и навсегда утрачена для Церкви.
Тогда не оказалось там искусствоведа, который сразу бы опознал в этой иконе подлинник. Образ попал в руки людей, неспособных произвести такой анализ, и находился в специальном месте в Патриархии, где складываются подарочные иконы. Я уже говорил, как совершенно случайно увидел эту икону и был поражен, хотя, конечно, мне и в голову не могло прийти, что это подлинник - показалось, что это прекрасно созданная копия. Но когда я привлек специалистов-искусствоведов, все подтвердили, что это XVI век, что это та самая икона, потому что других таких икон не было».
http://www.patriarchia.ru/db/text/6171985.html Литература к вопросу о Казанской иконе
Покровский И. М. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. По поводу святотатственного похищения 29 июня 1904 //Православный собеседник. Казань, 1904, август.
Републикация доступна тут
https://tatmitropolia.ru/www/files/2021/61334.pdf со стр 48
Алексеев И. Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв.
https://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/gospodu_bogu_ugodno_bylo_proslavit_mnogie_iz_spiskov_s_kazanskoj_ikony_dazhe_nepervonachalnyh/ статья в Православной энциклопедии
https://www.pravenc.ru/text/1320206.html Этот тот минимум, без прочтения которого лучше не вставлять свои драгоценные пять копеек в дискуссию об этой иконе.
Приквелл: Казанская до святейшего чулана
- Дарья, в 2002 году ваш отец подарил икону Казанской Божьей Матери Патриарху Алексею. Где он нашел ее?
- В Измайлово есть рынок, где продают иконы, посуду, разные вещи. Там в 2000-м году он и купил ее за довольно большую сумму, по крайней мере, для нашей семьи. Естественно, она была черная. Он ее отреставрировал, почистил. К нам в гости приходила искусствовед Наталья Чугреева, она сразу сказала, что это ценная икона - один первых списков Казанской Божьей Матери, что это конец XVI века. Мы думали ее оставить себе, но мои родители решили подарить ее церкви, хотя могли бы и продать.Патриарх Алексий обещал, что она будет сразу выставлена в Казанском соборе. Мы ждали, что икона рано или поздно появится в каком-то храме, и уже почти потеряли надежду.
https://www.mk.ru/social/2023/11/05/yavlennaya-patriarkhom-kirillom-kazanskaya-bogomater-okazalas-rannim-spiskom-chudotvornoy-ikony.html?from=main_omk Друг семьи Воробьевых поясняет: «Он хотел, чтобы его икона была в Казанском соборе. а рядом табличка, что его дар. Честь по чести, народ помнит. Ну а теперь все совсем иначе повернулось. Вывод - туда дарить не надо ничего».
https://www.facebook.com/s.a.bagdasarova/posts/pfbid0uw343VrraeKvy8oybFYaREXg3QjJuSQVzdsKQgtk4ZyCQkywHz2AsDV1junV2M25l?comment_id=1994841397555213&reply_comment_id=872980107369589 - экспертиза (см .
https://diak-kuraev.livejournal.com/4280533.html) сделана 23 года назад
- датировку она устанавливает декларативно, без аргументов. Понятно, что нижняя граница это 1580 год (ибо оригинал появился в 1579). Но верхней границей может быть даже 18 век, если признается возможным происхождение из не-московской не-придворной мастерской (в провинцию моды приходят медленно).
(Сама же Чугреева пишет про XVIII век: «Списки с Явленного образа, судя по письменным источникам, были распространены уже в конце XVI в., но ныне встречаются достаточно редко. Ранние списки воспроизводят черты иконографии «протографа» и приближаются к нему по размерам. Это, например, иконы последней четверти XVI в. - рубежа XVI-XVIII вв.: 27,8х23 см (гмирт); 29х23,7 см (московская епархия); 28х24,1 см, в процессе реставрации (частное собрание); 27,4х24,2 см (Касимов) 32,5х28 см в окладе рубежа XVI-XVIIвв., относимом к культуре Новгорода, вклад 1645 г. стольника А. Л.Плещеева в Троице-сергиев монастырь(сПмз)»
- Чугреева Н.Н. О Явленном в 1579 году в Казани образе Богородицы, ранних списках с него и позднейших воспроизведениях // Чудотворный Казанский образ Богордицы в судьбах России и мировой цивилизации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Казань, 2016, сс. 185-186).
- указание на двоеперстие как на признак времени написания не работает. На иконах 21 века, даже на самых китчевых версиях Казанской, сложение пальчиков такое же.
- анализа краски, доски (ксилотомический анализ) и иных материалов не было (а именно это могло бы конкретизировать дату написания иконы)
- анализ работы художника (движение и нажим кисти и что еще там важно для специалистов) отсутствует. Это опять не дает понять авторство и школу, а, значит, и точное время написания;
- нет анализа дыр от гвоздиков, крепивших оклад и венец. А это помогло бы сравнить этот образ с фотографиями разных утраченных Казанских икон, сделанных в конце 19 - начале 20 веков.
- аргументы в пользу тезиса о том, что копия сделана с Казанской, а не с Московской иконы, смешны: «Богоматерь склонена в молении ко Христу, рук Ее не видно». Это можно сказать про обе иконы.
Вывод: экспертиза сделана на «отвяжись».
Патриарх Кирилл уверял, что, «найдя» эту икону своей кладовке, именно он заказал новую экспертизу. Которая вот точно-точно доказала, что это именно 1580 год. И именно Московская. И что держа в руках именно эту икону, Минин и Пожарский штурмовали Кремль. Наверно, и отпечатки пальцев князя на иконе найдены. Но эта бумага, похоже, потерялась в другой патриаршей кладовке.
Ни один эксперт не может датировать написание иконы конкретным годом.
То есть может, но при двух условиях: есть четкая письменная фиксация создания иконы и есть непрерывная с той минуты история наблюдения за ней.
Казанская икона: а) неизвестно, когда была написана. 1579 год это год ее нахождения на пожарище, но не год ее создания; б) она исчезла более ста лет назад, причем следствие ясно установило факт ее разрубления и сожжения.
Год написания той иконы (Московской), что мининское ополчение брало с собой, тоже неизвестен. И она тоже исчезла более ста лет назад.
Но вот что говорит Чугреева - автор и экспертизы 2001 года, и статьи в Православной Энциклопедии:
«В Москву был привезен список с явленной Казанской иконы: об этом говорилось еще в летописях XVII века. С этим списком и была освобождена Москва. Потом его поновляли в XVII и XVIII веке, и про эти записи на нижнем поле иконы были сделаны надписи».
https://ria.ru/20231105/ikona-1907642967.html И где на патриархо-явленной иконе эти записи?
Также стоит отметить, что высокое качество письма не аргумент в пользу близости к оригиналу. Как раз весьма вероятно, что первая «явленная» Казанская была «народного письма», а вот ее копии на пути к царскому и патриаршему дворцам становились все более высокими, классическими, византийскими.
Кроме того, сравнивая патриаршую икону с фотографией оригинала, видно, что на этих иконах разное направление взгляда БМ, разная тесьма на Ее одежде, другой размер головы Иисуса, другое сложение Его пальцев...
https://diak-kuraev.livejournal.com/4274628.html Размеры Казанской явленной иконы - 28,7 х 24,3 см
Размеры иконы, украденной в 1918 г. - 27,3 × 24,5 см
Размеры иконы из семьи Воробьевых, которую «обрел» Гундяев - 26,7 х 22,3 см.
(см.
https://diak-kuraev.livejournal.com/4275321.html)
Напомню, что сам Кирилл хоть и обещал, но за год так и не назвал имя искусствоведа, что принес икону в храм.
Сегодня он прямо соврал - «получилось так, что некто, имя которого мы не знаем, принес эту икону в Патриархию». Как это «не знаем»? Это московский коллекционер С. Н. Воробьёв (см.
https://diak-kuraev.livejournal.com/4275321.html Вот и патриаршая благодарность ему:
А сайт патриархии так и смог за год вывесить историческую справку о разрекламированном артефакте и опубликовать ее новую экспертизу. Что не мешает заявлениям - «я привлек специалистов-искусствоведов, все подтвердили». Но Гундяев не из тех джентльменов, которым верят на слово.
То, что Кирилл, увлекшись саморекламой, так и не упомянул патр. Алексия, которому, собственно, эта икона и была подарена, просто говорит о нравственном уровне действующего первосвященника. А сегодня Кирилл и просто малость пнул предшественника: «получилось так, что некто, имя которого мы не знаем, принес эту икону в Патриархию. Ну не было там искусствоведа ученого, который сразу бы опознал в этой иконе подлинник. Образ попал в руки людей, неспособных произвести такой анализ».