18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Сегодня патриарх ожидался прилетом в Суздаль:
«Стали известны подробности визита патриарха во Владимирскую область. 27 октября он приедет в Суздаль. В Воскресенской церкви на Торговой площади пройдет служба. Храм торжественно откроют после реставрации. Сообщается, что ровно в 9 утра службу начнет митрополит Воскресенский Григорий, а к 10 часам к храму подъедет патриарх. В честь его визита обещают колокольный перезвон по всему Суздалю», - били в тимпаны местные СМИ.
Но в итоге вся патриаршая команда приехала, а его самого не было. Тревожненько за святейшенького.
Зато в его отсутствие прозвучала проповедь местного златоуста. Он пересказал притчу «греческого Ефрема Сирина» (так обозначают тексты неизвестного авторства, которые в эллинском и славянском мирах ходили как якобы написанные Ефремом):
«Два человека пошли в город, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, встретилось им на дороге место, где стояли рощи, и там росли тенистые дерева, текли ручьи вод, и было много приятных местоположений. Когда путники увидели это, то один, поспешив видеть город, прошел то место скоро, а другой остановился посмотреть и отстал. Потом ему захотелось выйти из-под древесной тени, но он побоялся зноя. Пока же медлил на месте, наслаждаясь приятностью его, вышел зверь, живущий в том лесу, схватил путника и увлек в свое логовище. Между тем другой, который не был нерадив и не развлекался красотой дерев и места, достиг города».
https://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Osnovi/Efrem/EfremSir/Efr024.htm В пересказе суздальского златоуста деревья вместо тенистых стали тернистыми. Зато в сердце задержавшегося путника проповедник вложил «веселие сердцем за ту красоту, которую Господь дал ему увидеть» и даже «восхищение».
Интересный казус отмирания притчи. Этот рассказ, когда он звучал в былые века в неурбанизированном обществе, вызывал полное согласие и был понятен всем селянам. Любоваться природой они не были обучены (да и Библия не предлагает ни единой пейзажной зарисовки), а диких и опасных зверей по соседству и в самом деле было достаточно.
Но у сегодняшних горожан и глаза и уши уже другие. Мы все немного руссоисты и ценим «нетронутые уголки природы». Поэтому симпатию вызывает тот, кто как и все дачники, смог оценить эту красоту. И уж тем более, если он смог эту красоту превратить в повод для своей молитвы.
(В православном лего-цитатнике есть высокая оценка такой способности - в рассказе о св.Нонне, епископе Илиопольском: при расходе с архирейского собора на площади он увидел блудницу-язычницу и «пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: "Разве не понравилась вам красота той женщины"? Они не отвечали. Плача, он снова спросил епископов: «Разве не усладились вы видом красоты ее?". Они молчали. Нонн сказал: "поистине многому я научился от нее: ибо женщину сию Господь поставит на страшном суде и ею осудит нас". (она так заботится о внешности, а мы не заботимся о нашем небесном Женихе). "Господи! да не погибнет такая красота в разврате, но обрати ее!". По крещении Пелагии св.Нонн приглашает епископов на трапезу - "Вкусим пищу с елеем и вином ради духовного утешения". Бес же (изгнанный из Пелагии) кричал: "Горе, горе, что терплю я от от этого болтливого винопийцы!" (Четьи Минеи, 8 окт. Житие св. Пелагии)).
Нечувствие таких культурных тектонических сдвигов и автоматическое воспроизведение прежних приемов порождает лишь еще большее отчуждение от современников.
***
25 июля 1991 в Суздале была патриаршая служба. Собор Рождества Богородицы Храм древний, небольшой, на окраине, на кремлевском холме, с которого хорошо были видны все сельские окрестности. Я остался на крыльце. Ухо слушало молитвы Всенощной, а глаза не могли оторваться от красоты окрестных полей и лесов. Наверно, это было одно из самых переживаемых и понимаемых Великих Славословий моей жизни...