18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ
Ранее мне доводилось писать о доносе св. Геннадия Схолария на философа Ювеналия, который по итогам святого доноса был подвергнут пыткам и членовредительству (усекновение руки, языка, ушей), а затем осужден на смерть и утоплен «в пучине моря».
https://diak-kuraev.livejournal.com/790765.html А вот судьба Ивана Никитича Берсень-Беклемишева (это тот, по имени которого названа Берсеньевская набережная и Беклемишевская башня в Кремле).
Он говорил, что наша земля, «переставливающая свои обычаи», не соответствует идеалу христианского государства. Государь упрям, жесток и немилостив, а «про митрополита и не ведаю, есть ли митрополит на Москве». Узнав от Максима Грека, что турецкие цари в патриарший суд не вступаются, Беклемишев сделал многозначительный вывод: «хоти у вас цари злочестивые, а ходят так, - ино у вас еще Бог есть» и вопросил - «А есть ли еще Бог в Московском царстве?».
Все эти осуждения великого князя и недовольство Берсеня на «переставливанье обычаев» были сообщены преподобным
Максимом Греком, который сам в двадцатых годах XVI столетия попал под суд. Берсеня привлекли к ответственности, так как на допросе Максим Грек показал на него, будто он говорил дерзкие слова против государя по поводу его развода с
Соломонией Сабуровой и осуждал
митрополита Даниила, разрешившего этот развод. На очной ставке с Максимом Греком Берсень отказался от своих слов. Однако, когда Максим Грек напомнил подлинные речи Берсеня, «государь деи упрям и встречи [возражений] против себя не любит», напомнил, что он это заказывал «никому не сказывать», - Берсень повинился и был приговорён к смертной казни. Зимою 1525 года Берсень был обезглавлен на Москве-реке.
***
В общем, как поется -
святых так много на земле и разных судеб...
Даже странно, что сегодня в патриархии считается, что наличие в деле арестованного церковника показаний, повлекших арест других людей, считается препятствием к канонизации.
Это интересный вопрос из истории нравов: когда и у кого «помощь следствию» стала считаться нравственно недопустимой?
Арестованные декабристы охотно сообщали информацию о своих товарищах. Старые большевики также «разоружались перед партией». Так от кого же пошел императив «не заложи»? Наверняка ведь не из церковной среды.