Революция, произведенная патриархом в приходе Троицы в Хохлах, имеет культурологическое измерение.
У РПЦ был уникальный шанс на рубеже 1980-90х годов. Немалое число университетских выпускников выдали огромный кредит доверия церкви, пошли в семинарии и приняли сан. Мой набор в МДС 1986 года впервые на треть состоял из вчерашних университетских студентов.
Сколько радости было у меня, когда в середине 90х я узнал, что на Татьянин день в университетской церкви уже не умещаются московские священники-выпускники МГУ - и часть из них в этот день стала служить в соседнем кремлевском соборе.
В один из таких дней на приеме в профессорской столовой ГЗ МГУ я сказал в тосте в присутствии патриарха Алексия и ректора - «учитывая статистку и переполненность этого зала, пора поменять статус МГУ и назвать его высшим учебным заведением Русской Православной Церкви».
Казалось, что тема «конфликт интеллигенции и церкви» закрыта.
Но потихоньку иссяк ручеек абитуриентов и ставленников с дипломами о высшем образовании.
Но пошел мощный поток совсем другого происхождения: сотни и сотни отставных офицеров пожелали продолжить службу Родине в алтарях.
Епископов они радовали много больше университетских: они легко находили общий (в том числе пьяный) язык с чиновниками и спонсорами, они привыкли к уставу и к строгой дисциплине...
Так обозначилось противоречие между Товарищами Офицерами и Аспирантами.
Последние или встали на путь тотальной ассимиляции и отречения от университетской культуры (как научной, так и этической) (это путь Цыпина и Козлова).
Или стали выдавливаться из поповской жизни (вспомним о. Дмитрия Свердлова).
Так что назначение замполита Ткачева (после суворовского училища он пошел в
Военный институт Министерства обороны СССР на факультет спецпропаганды) на место гуманитария Уминского - это маркер произошедшего культурологического сдвига.
Это окончательное закрытие окна перемен в жизни русского православия. В том смысле, что университетские - буде они останутся в системе или вновь входить в нее - уже не станут привносить стандарты университетской культуры в "лоно церкви". Стиль товарища прапорщика вновь надолго стал господствующим.
***
Виктор Трускалов :
«Приветствую, отец Андрей, вы точно рассказали. Поделюсь своим опытом. В 2001 я поступил в Курскую Духовную семинарию. в 2006 с отличием закончил. Там был руководитель по воспитательной работе пр.иер. Александр (Ничукин) бывший военный политрук. Его тезисы, которые я лично слышал от него: "...в церкви беспорядок, мы поставлены навести порядок.... Когда я был политруком, то изучал системы управления и манипуляций людьми, в том числе с помощью психики и гипноза и многое умею, но когда стал священником, то открылись бескрайние возможности в управлении, потому что есть исповедь и послушание, управлять стало намного легче.... В Библии нигде не сказано, что человек имеет права и свободу, у человека только долг и обязанность.... Чем больше будет тюрем в стране, тем быстрее мы придем к процветанию.... Вы все перед Богом преступники, не достойные жизни, я поставлен вас исправлять.... Многих служителей алтаря нельзя допускать на расстоянии пушечного выстрела до алтаря по причине их недостойности.... Я управляю очень просто, полезных людей в оборот, бесполезных в расход (на черную работу)... Вы (студенты) жалуетесь, что к вам подселяют уголовников? А кто работать будет? Вы думаете что лучше их? Для меня вы такие же, если не хуже.... На каждого я звел тетрадь и мне все докладывают, я за каждым вашим словом слежу.... Человек не может быт личностью, только Бог личность, а человек - тварь...."