"События 19 июля 1943 года потрясли и ранили Рим как ничто другое в его долгой истории, и именно по этой причине практически беспрецедентная реакция папы в тот день всё ещё живёт в гражданской памяти.
Было 11:03 утра 19 июля 1943 года, когда около 500 американских самолетов под командованием генерала Джеймса «Джимми» Дулиттла начали сбрасывать более 4000 бомб на Вечный город, что в сумме составило более 1000 тонн взрывчатки. Сильнее всего пострадал римский район Сан-Лоренцо, где находится знаменитая базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура («Святой Лаврентий за стенами»), примыкающая к огромному кладбищу Кампо-Верано.
Американские войска высадились на Сицилии всего за несколько дней до бомбардировки и вскоре должны были начать движение на север, поэтому идея рейда заключалась в том, чтобы ослабить власть Муссолини и побудить итальянских партизан подняться и поддержать усилия союзников.
В конце концов, в результате рейда 19 июля 3000 человек погибли, 11 000 получили ранения, 10 000 домов были разрушены и не менее 40 000 римлян остались без крова.
Самым драматичным для римского сознания было почти полное разрушение базилики, которая в различных формах занимала место рядом с традиционной гробницей Святого Лаврентия с четвертого века. До этого момента римляне полагали, что город будет избавлен от худшей бойни войны из-за его художественного и духовного наследия, но набег разрушил эту иллюзию.
Римляне были ошеломлены и напуганы, внезапно почувствовав себя уязвимыми. В эту сумятицу вошёл папа Пий XII, Эудженио Пачелли, последний коренной римлянин, избранный папой, и, следовательно, тот, кто мог инстинктивно читать настроение города.
Пий XII немедленно решил отправиться на место разрушения в Сан-Лоренцо и прибыл в 14:00, по словам местного пастора, который видел, как подъехала машина понтифика. Время важно, потому что, согласно отчетам американских пилотов после операции, последние бомбы были сброшены к 14:30, а это означает, что папа появился, когда рейд ещё продолжался.
Это была эпоха, когда папы редко покидали Ватикан по какой-либо причине, и уж точно не во время активных бомбардировок. Риск усугублялся тем, что Пий XII не прибыл среди толпы сотрудников службы безопасности, а сопровождался только двумя людьми: графом Энрико Пьетро Галеацци, римским архитектором, дипломатом и личным другом семьи Пачелли, который возил папу на своем Fiat 500, и тогдашним монсеньором Джованни Баттистой Монтини, помощником Пия XII, который впоследствии стал папой Павлом VI.
Насколько рискованным было решение проехать четыре мили между Ватиканом и Сан-Лоренцо, пока бомбардировщики ещё были в небе? Учтите, что другой автомобиль, в котором находился глава карабинеров, итальянской военной полиции, который также пытался посетить место в Сан-Лоренцо, был поражён шальной бомбой, а генерал Азолино Хазон был убит, пытаясь совершить то же самое путешествие.
Среди прочего, Пий XII, несомненно, был мотивирован посетить это место отчасти потому, что фамильный склеп Пачелли расположен недалеко от входа в Кампо Верано и тоже был повреждён.
О визите папы не было объявлено, но слухи быстро распространились, и вокруг него образовалась огромная толпа выживших и жителей района. Свидетели сообщили, что видели белую рясу папы, запачканную кровью, когда он молился с толпой и благословлял их, утешая их в их потерях.
Фотография Пия XII, стоящего перед толпой с раскинутыми руками, как будто умоляющего небо избавить их и город от дальнейших страданий, быстро стала культовым изображением визита и увековечена в соседней статуе на Кампо Верано. (Сегодня историки считают, что эта конкретная фотография на самом деле была сделана в более поздний момент, но она до сих пор остаётся в сознании людей как определяющий момент дня.)
Больше, чем любой другой фактор, именно мужество и пастырское присутствие Пия XII 19 июля 1943 года принесли ему прозвище Defensor Civitatis , «Защитник города». Пий был настолько тронут пережитым, что действительно надеялся быть похороненным в базилике Сан-Лоренцо, что в конце концов оказалось невозможным из-за повреждений, нанесенных базилике.
Пий XII повторит этот жест месяц спустя, 13 августа 1943 года, когда бомбы союзников снова упали на другой район Рима, в районе Сан-Джованни. (По иронии судьбы, Папа Пий уже был в этом районе, чтобы отслужить ранее запланированную мессу в память жертв 19 июля.) Помимо этих двух бомбардировок, город избежал дальнейших разрушений, что многие римляне по сей день приписывают публичному появлению заботы Пием XII.
В своем обращении перед молитво Ангелус в прошлое воскресенье Папа Франциск напомнил о замечательном поступке своего предшественника.
«Я хочу напомнить, что 80 лет назад, 19 июля 1943 года, некоторые районы Рима, особенно Сан-Лоренцо, подверглись бомбардировке, и папа, достопочтенный Пий XII, хотел оказаться в центре своего потрясённого народа», - сказал Франциск.
«К сожалению, даже сегодня эти трагедии повторяются», - сказал Франциск. "Как это возможно? Мы потеряли память? Да помилует нас Господь и избавит человеческий род от бедствий войны. В частности, мы молимся за дорогой украинский народ, который так много страдает».
Другими словами, этот незапланированный, незапланированный и явно рискованный момент 80-летней давности продолжает жить как постоянное напоминание о том, что, хотя война всё ещё может быть с нами, то же самое можно сказать и о драматическом папском свидетельстве мира."
Джон Аллен, Crux now
https://cruxnow.com/news-analysis/2023/07/80-years-ago-a-pope-defied-american-bombs-to-become-defender-of-the-city