Это история первого русского авианосца - дедушки «Кузи».
В 1894 г. по заказу норвежкой пароходной компании Jacob Christensen (Bergen)
английская судостроительная компания "W. Gray & Co., Ltd.» из West Hartlepool заложила однопалубный двухмачтовый товарный пароход со стальным корпусом
«Mathilda». Водоизмещение - 9029 т, длина 102 м, ширина 14 м. Сскорость 9,2 узла. На корабле стояло 4 котла, имелся 1 винт. Бортовые бункеры вмещали 341 т. угля, что при ходе 8 узлов обеспечивало дальность 3456 миль. Команда (в 1914 г.) - 26 чел. и 6 офицеров.
25 апреля 1895 г. корабль сошел на воду и в июне того же года отправился в первый
рейс. Норвежскими хозяевами пароход использовался в основном как угольщик.
В январе 1904 г. «Mathilda» вышла с углем из Пенарта в Сасебо (Япония). Так как
началась русско-японская война, 27 февраля ее задержал в Красном море миноносец
«Бедовый» (из отряда адмирала Вирениуса) по подозрению в контрабанде. Угольщик
привели в бухту Рас-Судр, но по приказу из Санкт-Петербурга 29 февраля пароход отпустили (к моменту задержания Россия еще не декларировала о контрабанде, поэтому задержание было незаконным).
Но судно в итоге оказалось под русским контролем. 30 апреля 1905 г. когда оно
находилось в Гонконге, «Матильду» купил за 312917 руб. посол в Корее Павлов по просьбе капитана 1 ранга Ливена (командира крейсера «Диана») для организации снабжения углем Второй эскадры Тихого океана. В результате пароход оказался под английским флагом (номер по регистру 120148, порт приписки Шанхай). В начале мая пароход прибыл в Шанхай, но необходимость в снабжении углем эскадру уже отпала. Отпала и необходимость в прикрытии английским флагом. Поэтому летом 1905 г. пароход поднял русский флаг и включен в регистры под названием «Матильда».
После войны пароход ушел во Владивосток, где его зачислили в Сибирскую флотилию
как транспорт. С осени 1905 г. он перевозил русских пленных из Японии во Владивосток.
15 июня 1906 г. сдан во фрахт пароходству «Русь», принадлежавшее графу
Г.Г. Кейзерлингу и ушел из Владивостока на Чукотку. По окончании фрахта вернулся во Владивосток в августе 1906 г. и сдан в аренду лейтенанту Арсеньеву. В конце августа ушел на Черное море и вскоре стал в отстой. 1 мая 1909 г. зачислен в Черноморский флот как транспорт «Днепр».
В это время русские начали опыты с авиацией на море. 5 января 1913 г. морской
министр И.К. Григорович одобрил идею оборудовать на каком-нибудь судне устройства для хранения, спуска и подъема с воды самолета. Потребовалось некоторое время, чтобы выбрать подходящих размеров судно и провести на нем подготовительные работы - в итоге комиссия остановилась на транспорте «Днепр». Пароход имел вместительные грузовые помещения и мощные краны, то есть его можно было переоборудовать в короткие сроки.
К середине августа 1913 г. на борт погрузили в разобранном состоянии изготовленный в Килен-бухте по чертежам морских летчиков деревянный ангар. Всего по проекту транспорт должен был принимать 3 аэроплана «Кертис».
26 августа летчики прибыли на корабль и с ними на борт был поднят «Кертис» с
бортовым No 6. На следующее утро ангар разобрали и в 14.00 27 августа самолет с пилотом А.Е.Жуковым за 15 минут спустили на воду. Однако взлет
осуществить не удалось - морская вода залила двигатель. Самолет подняли обратно и, хотя при этом повредили один из элеронов, повреждение быстро устранили, двигатель
прочистили и «Кертис» вновь спустили на воду. Теперь в качестве летчика выступал мичман Н.А. Рагозин, но и ему не удалось взлететь - в результате самолет подняли на борт и транспорт вернулся в порт. Неудача обескуражила командование и, хотя летчики настаивали на продолжении испытаний, их не последовало.
Весной 1914 г. начальник штаба Черноморского флота писал в Морской Генеральный
штаб:
«По приспособлению для подъема с воды, хранения на палубе и спуска сделано:
1. Выстроен деревянный разборный ангар.
2. Произведены испытания по сборке и разборке ангара, а также по подъему и спуску с
транспорта гидроаэропланов».
В начале Первой мировой войны все оборудование было демонтировано, и пароход
использовался как угольный транспорт минной бригады Черноморского флота. Он получил вооружение 1 75-мм и 2 37-мм пушки.
16 декабря 1917 г. перешел на сторону советской власти. В начале июля 1918 г. захвачен
в Сухуми немцами и уведен в Севастополь. 24 ноября 1918 г. сдан англо-французским войскам. К началу апреля 1919 г. отдан под контроль белых. Уведен сначала в Новороссийск, потом включен как транспорт в состав Морских сил Юга России.
С июля 1919 г. находился в Севастополе.
Осенью 1920 г. с беженцами ушел в Босфор,
где попал под французский контроль. В 1922 г. продан итальянской фирме «Soc. Marittima Coloniale», Tripoli, Libya (номер по регистру 8) и переименован в «Misurata». С 1923 г. в итальянской фирме "Domenico Saglimbene di Giovanni», Tripoli (Catania).
В 1928 г. пароход купил Felipe Fernandez Aguado из Сантандера и переименовал в
«Pilar». Пароход в основном использовался для перевозок по Средиземному морю. В 1931 г. сдан на слом в Бильбао.
European Researcher, 2014, Vol.(84), No 10-1
file:///D:/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8/The_Matilda_Steamer_-_On_the_History_of_the_First_.pdf