К сведению военных священников

Aug 13, 2022 11:45

12 сентября 1942 года немецкая подводная лодка U-156, которая занималась боевым патрулированием в южной Атлантике, неподалёку от Кейптауна, обнаружила британский транспорт - пассажирский пароход «Лакония». Капитан Вернер Хартенштайн дал приказ атаковать.

На борту «Лаконии» находились 2741 человек, включая женщин и детей. В это число входили также 1809 итальянских военнопленных и 160 польских солдат.

По словам выживших итальянцев, многие военнопленные остались запертыми в трюмах, а некоторые из тех, кто сбежал и попытался сесть на спасательные шлюпки и спасательные плоты, были застрелены или заколоты штыками польских охранников. В то время как большинство британских и польских солдат и моряков выжили, было спасено только 415 итальянцев из 1809, находившихся на борту.



Когда Хартенштайн услышал крики тонущих людей, он понял, что на «Лаконии» находились итальянцы, союзники немцев. Он оказал помощь выжившим итальянцам, а также другим пассажирам и членам экипажа (британцам и полякам), после чего запросил у командования инструкции о дальнейших действиях. Гросс-адмирал Дёниц разрешил продолжение спасательной операции. Но одна подводная лодка не могла вместить такое большое число людей.

Хартенштайн дал в открытый эфир телеграмму с объявлением данной точки зоной, свободной от военных действий и попросил любые суда подойти и спасти тонущих.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, немцы вывесили на судах флаги с изображением Красного креста.

К местоположению U-156 были направлены ещё две немецкие и одна итальянская подлодка, затем была достигнута договорённость об участии трёх кораблей Вишистской Франции (Франция на тот момент уже была оккупирована Германией, и французский флот немецкие подводники не трогали).

Французские корабли спасли 1083 человека со спасательных шлюпок и взяли на борт тех, кого подобрали четыре подводные лодки, и всего около 1500 человек выжили при затоплении. Другие источники утверждают, что выжило только 1083 человека, а погибло около 1658 человек (98 членов экипажа, 133 пассажира, 33 польских охранника и 1394 итальянских пленных), хотя по некоторым оценкам число погибших достигло 1757 человек. На «Лаконии» погибло больше людей, чем на «Титанике».

Пять дней немецкая подводная лодка оставалась на поверхности и на месте событий.

Несмотря на сообщения открытым текстом на международных волнах о проведении спасательной операции и демонстрацию флага Красного Креста, 16 сентября подводные лодки, имевшие на борту несколько сотен спасённых и ведущие на буксире шлюпки, были атакованы самолётом ВВС армии США.

https://en.wikipedia.org/wiki/RMS_Laconia_(1921)

***
14 ноября 1942 года британская подлодка «Сахиб» (HMS Sahib) лейтенанта Джона Генри Бромейджа (John Henry Bromage) в Средиземном море потопило итальянское судно «Сциллин» (Scillin). На его борту было 810 британских военнопленных. Подлодка спасла 27 британцев 34 итальянца. То есть тонущих людей не различали по национальности, и враждебных итальянцев не выбрасывали за борт, чтобы оставить место для своего.

(стоит отметить, что британское высшее командование знало, что на транспорте британские пленные солдаты. Но скрыло эту информацию от капитана подлодки, чтобы не выдавать степень своей осведомленности в германо-итальянских шифрах. Всего таким образом Британия пожертвовала пятью транспортами со своими пленными (Себастьяно Вениеро (9 декабря 1941 г.), Ариосто (15 февраля 1942 г.), Тембиен (27 февраля 42 г.), Нино Биксио (17 августа 1942 г.), Лорето (13 октября 1942 г.) и Сциллин (14 ноября 1942 г.)) и подставила под "дружеский огонь" 2000 своих солдат см. https://ru.wikibrief.org/wiki/SS_Scillin)

***
Скажете, это само собой разумеющееся поведение для офицера?
Вовсе нет.

***

Несколько ранее, 24 февраля 1942 года в Чёрном море советская подводная лодка Щ-213 потопила болгарский корабль «Струма» с 769 еврейскими беженцами из Румынии на борту, спасся только один. пассажир.

Выход корабля в море несколько раз откладывался, а стоимость билета с каждым разом росла, достигнув под конец уже цены билета на трансатлантическом лайнере в каюте первого класса - 750 тыс. румынских лей. Каждому пассажиру дозволялось взять на борт по 10 кг багажа, который был обыскан на предмет обнаружения и изъятия ценностей, и питание в дорогу. Многие люди ехали семьями, самому старшему пассажиру было 69 лет, самому младшему - меньше года.

Судно вышло из румынской Констанцы, дошло до Стамбула, но Турция под давлением Англии отказалась его принять, и "Струму" прогнали назад в Черное море. (безусловная подлость; боевики организации «ЛЕХИ» Элиягу Хаким и Элиягу Бейт-Цури выследили и 6 ноября 1944 года по дороге с работы домой убили Уолтера Гиннесса (барона Мойна). Убийцы были арестованы и казнены британскими властями)

В 1978 году в Военном издательстве Министерства обороны СССР была издана книга Г. И. Ванеева "Черноморцы в Великой Отечественной войне», в которой «Струма» была названа «транспортом водоизмещением около 7 тыс.тонн , шедшим без охранения», который успешно атаковала «подводная лодка Щ-213 (командир - капитан-лейтенант Д. М. Денежко, военком-политрук А. Г. Родимцев)».

Об атаке подлодки рассказывалось в «Красной звезде» от 4 августа 1987 года (с атрибуцией Щ-213, но без указания реальной цели), а затем в болгарской книге И. Тодорова «Българските кораби» (София, 1981) - без указания флага подлодки.

В настоящее время в большинстве западных источников в трагедии уверенно обвиняют советскую подводную лодку «Щ-213», которая, согласно рапорту, атаковала «крупный транспорт водоизмещением ориентировочно 7 тыс. брт, шедший со стороны пролива без сопровождения со скоростью около 3 узлов». Относительно флага цели командир, наблюдавший его из подводного положения через перископ, не совсем твёрдо указал: «Вероятно, болгарский». Вообще-то судно следовало под панамским флагом. Ирония судьбы заключалась не только в том, что сражающиеся насмерть стороны плевать хотели на всякие «международные формальности», но и в том, что именно 12 декабря 1941 г. Панама объявила войну Германии и Италии (т.е. формально - и их союзникам Румынии и Болгарии)

В 10.45 по московскому времени (9.45 по местному) по цели с дистанции 6 кабельтовых (менее 1200 м) из носового 533-мм торпедного аппарата была выпущена одиночная торпеда. После мощного взрыва командир Щ-213 записал, что наблюдал погружение судна в координатах 41° 26' с. ш. / 29° 10' в. д.

Тонущих людей он спасти не пытался.

Нота ТАСС, опубликованная в газете «Правда» от 26 февраля под заголовком: «Новый акт гитлеровского зверства. Гитлеровцами торпедирован пароход с 750 беженцами». Несмотря на ряд фактических неточностей, эта статья более-менее адекватно пересказывала эпопею «Струмы» и возлагала ответственность за ее гибель все-таки на подводную лодку, только «фашистскую»

Судя по всему, командованием ЧФ расследование обстоятельств торпедной атаки 24 февраля и гибели «Струмы» проводилось, и довольно жестко: ведь флибустьерские подвиги «старлея» Денежко заставили СССР оправдываться на международном уровне. Во всяком случае «позиция №38» у турецких берегов после этого советскими подводниками практически не использовалась. Но, опять же для поддержания официальной версии, никаких штрафных санкций против экипажа Щ-213 применено не было. Более того, на подводников пролился щедрый дождь правительственных наград в виде орденов Боевого Красного знамени и Красной звезды для особо отличившихся и «дежурных» медалей «За боевые заслуги» для остальных.
Старший лейтенант Денежко явно не относился к тем офицерам сталинской закалки, которые были всегда готовы прикрыть самые неприглядные дела сакраментальной фразой: «Война все спишет!» Согласно послевоенным воспоминаниям старшины с Щ-213 Носова, после возвращения из похода «командир находился в очень подавленном состоянии». На построении экипажа он однажды заявил, что всю ответственность за атаку 24 февраля «берет на себя одного». Очевидно, «старлей» сам допускал возможность, что это его торпеда оборвала 750 жизней невинных людей, однако отчаянно пытался докопаться до истины.

(см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B0_(%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE

и https://m1kozhemyakin.livejournal.com/6317.html)

***
С моей точки зрения главная задача капеллана - помочь солдату быть больше, чем солдатом, в условиях военного времени. Остаться человеком.

Война и сказки

Previous post Next post
Up