"святой преподобный Сергий произнес такие слова: воззрением на Святую Троицу препобеждать ненавистную рознь мира сего. И создал эту лавру...вот именно из этого места, где мы с вами стоим, была произнесена заповедь: любовью преодолевать ненавистную рознь мира сего"
http://www.patriarchia.ru/db/text/5936237.html Ох... я еще 7 лет назад по пальчикам пояснил
https://diak-kuraev.livejournal.com/748334.html :
В патриаршей цитате пропущено слово «страх», что радикально меняет смысл.
Согласно обычной версии (берем ее у Трубецкого из «Умозрения в красках»), преп. Сергий повесил икону Троицы для братии монастыря - чтобы она не боялась царящего вокруг обители беззакония. Реальную рознь озверевших (святорусских) князей и бандитов с помощью иконы победить вряд ли можно. А вот победить свой собственный страх перед земными властями с помощью такого взирания и в самом деле реально.
Увы, точно установить первоисточник этой цитаты трудно. Обычно ссылки даются на Житие, написанное Епифанием Премудрым. Но там как раз этой фразы и нет (www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989).
Пред нами интереснейший богословский новодел, созданный двумя авторами: Павлом Флоренским и Евгением Трубецким в начале 20 века.
Флоренский: «Преподобный Сергий строит храм Пресвятой Троицы, «чтобы постоянным взиранием на него, - по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, - побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира» («Троице-Сергиева Лавра и Россия»).
Фраза «по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия» вроде бы снимает ответственность с самого о. Павла. Однако, комментаторы трудов отца Павла игумен Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо говорят: «Источник цитаты не обнаружен"(Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. - Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. стр . 768).
И добавляют: "Выражение могло быть заимствовано из книги: Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916. С. 12»
Трубецкой писал: "По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, "поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".
И.К. Яхонтов цитирует только первую «часть» этой мысли по сергиеву житию Пахомия Логофета (Серба): «…посреде же церковь большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…» (Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с.73). Аналогично и Балдин (Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного ансамбля), давая при этом ссылку на Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Московским. Сентябрь, вып. III (дни 25-30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417).
Вторая же «часть» мысли берет свое начало, по-видимому, из речи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», произнесенной 26 сентября 1892 года в Московской Духовной академии во время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского: «Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при созидании Тела Его - как чего-то чудного и в себялюбивом мире невероятного - имели постоянное утверждение в лучшем Бытии, вечном и неизменяемом Божестве, и взиранием на Святую Троицу побеждали страх пред ненавистною разделенностью мира…».
Так что "завет преподобного Сергия" на самом деле провозглашен не "еще в XIV веке", а совсем недавно, и не преподобным Сергием, а философами...