В. РОМЕНСКИЙ: Здравствуйте, и у нас сейчас уже на прямой связи Андрей Кураев. Здравствуйте, вы нас слышите?
А. КУРАЕВ: Да, добрый вечер.
В. РОМЕНСКИЙ: Спасибо, что вы согласились с нами поговорить. У вас, я знаю, поздний вечер, совсем поздний.
А. КУРАЕВ: Да нет, московское время, нормально.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, и вот нам приходят смски, я зачту две из них: «Кураев - пиарщик. Религия намного чище», - пишет Артем Валерьевич. И другая смска, которая также нам пришла от Вовы Пыжова: «Кураева в патриархи!» Как вы расцениваете их?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Вообще вы понимаете, что вокруг вашей фигуры?..
А. КУРАЕВ: С первой смской всецело согласен, со второй столь же не согласен.
В. РОМЕНСКИЙ: Понятно, спасибо вам большое. Скажите, пожалуйста, а правда вы Цветаеву упоминали, когда писали речи для Алексия Второго?
А. КУРАЕВ: Да, конечно.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А, скажите пожалуйста, а вы понимаете ведь наверняка, что вокруг вашей фигуры в обществе часто всевозможные споры и даже, ну, нет единого мнения. Вы сами как к этому относитесь? Вы это считаете нормальной совершенно частью вашей деятельности миссионерской, или может, вам бы хотелось, чтобы больше людей всегда вас поддерживало?
А. КУРАЕВ: Ну, хотелось бы, естественно, поддержки. Но то, что есть разномыслие - это нормально, потому что вера в правоту диакона Кураева не является догматом православного учения.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Трудно всю жизнь доказывать людям какие-то… ну, открывать какие-то дороги, просто вот ходить и миссионерствовать? Это тяжелая работа?
А. КУРАЕВ: Не знаю, я не считаю, что я миссионерствую. Я просто, с одной стороны, делюсь тем, что мне дорого, с другой стороны, стараюсь, по мере сил, снимать лапшу с ушных раковин.
В. РОМЕНСКИЙ: Скажите пожалуйста, а вы часто встречаетесь с Патриархом? Как, ну, вот происходит ваше общение
А. КУРАЕВ: Нет, к сожалению, редко.
В. РОМЕНСКИЙ: Редко. А он вас ругает за ваши заявления? Или хвалит? Какие наставления он вам дает?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Ну, если это, конечно, не очень интимный…
А. КУРАЕВ: Нет, я думаю, что не хвалит, скорее… Я очень рад от Святейшего слышать критические замечания, советы.
В. РОМЕНСКИЙ: А говорит ли он вам, что сейчас полезно для Русской Православной Церкви? Вы же часто довольно-таки идете вразрез с официальным мнением.
А. КУРАЕВ: Ваш вопрос совсем не соответствует моему самоощущению. То есть, с одной стороны, я не чужд Церкви. И я с радостью озвучиваю ее позицию, в том числе официальную, просто потому, что я с этим согласен. Не потому, что мне кто-то позвонил и сказал: «Скажи это». А потому, что это вполне соответствует моим убеждениям. И есть христианская совесть, христианские убеждения, которые не прописаны где-то там в Чистом переулке, в Даниловом монастыре, они прописаны в моей совести. И я очень рад, что в подавляющем большинстве случаев моя позиция вполне совпадает с позицией официальных спикеров иерархов нашей Церкви. Вот. А есть ситуации, где есть разномыслие. Это совершенно естественно.
В. РОМЕНСКИЙ: Ну, вот сейчас я попрошу вас остаться с нами на связи. Мы послушаем историю, которую как раз рассказал Михаил Ардов. Я так понимаю, что вы с ним периодически встречаетесь, как он упоминал, в аэропортах. И он рассказал ту историю, которую ему рассказали вы.
М. АРДОВ: Он мне рассказывал совершенно замечательную историю. Что он как катехизатор приехал в какую-то приволжскую епархию. Там, значит, его принимал местный епископ, при котором был еще гость, епископ соседней области. Был такой обед, где кто-то рассказал такой анекдот: «Карабас-Барабас приходит в помещение своего театра и видит совершенно ужасную картину: в камине догорают какие-то деревянные остатки Буратино. Пьеро лежит в какой-то просто блевотине, также валяется Мальвина с юбкой, которая у нее задрана. И Карабас-Барабас смотрит на это и говорит: «Разве о таком театре я мечтал?» После этого Кураев, как он мне рассказывал, сказал: «Вот если бы сейчас Господь пришел бы на Землю и увидел всех нас, он бы сказал: «Разве о такой Церкви я мечтал?» На что один из этих архиереев сказал: «Отец Андрей, мы все об этом подумали, но только вы один сказали это вслух».
В. РОМЕНСКИЙ: Отец Андрей…
Т. ОЛЕВСКИЙ: Действительно была такая история?
А. КУРАЕВ: Да, совершенно верно. Спасибо отцу Михаилу, что он напомнил ее. Я уже забыл.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Андрей Вячеславович, скажите, пожалуйста, а вот вы представляете себе, у вас есть свои соображения на тему того, должна ли меняться в какую-то сторону Русская Православная Церковь? Ну, достаточно радикально должна? И если должна, то в какую сторону, как вы себе это представляете? Реформироваться, развиваться?
А. КУРАЕВ: Церковь должна меняться в той же степени, что и я сам, и каждый из нас. Надо стараться быть поближе к Евангелию. Это не означает идти вперед или назад, не ориентироваться на какие-то внешние системы ценностей. Дай Бог свое собственное пережить и соответствовать ему.
В. РОМЕНСКИЙ: Какие самые большие недостатки у Русской Православной Церкви сейчас? Назовите три.
А. КУРАЕВ: Ну, во-первых, диакон; во-вторых, Андрей; в третьих Кураев.
Т. ОЛЕВСКИЙ: (смеется) Я почему-то думал, что вы так ответите.
В. РОМЕНСКИЙ: А какие шаги должны быть изменены, для того чтобы вот Церкви избавиться, наверное, от своих самых страшных недостатков?
А. КУРАЕВ: Я не могу советовать моей Церкви. Я у нее в послушании, а не управляю ею.
В. РОМЕНСКИЙ: Но вы же понимаете, что порой Церковь бывает достаточно жестока. И, судя по вашим заявлениям, вы не всегда согласны с официальной позицией.
А. КУРАЕВ: Это немножко преувеличено. У Церкви очень мало официальных позиций. И очень важно помнить, что… потому что есть мнения отдельных людей, которые занимают иерархические посты, но это не… они же никогда не говорят, что все обязаны думать так, как я. Такого нет. И мой пример это как раз и показывает, то, что я позволяю себе не соглашаться, говорить иначе, и никаких санкций по этому поводу не следует.
В. РОМЕНСКИЙ: Андрей Вячеславович…
А. КУРАЕВ: И очень важно помнить, что в Церковь пришли... те, кто пришли, - пришли не для того, чтобы получать инструкции, за кого голосовать, или по политическим мотивам осуждать, что думать о каком дресс-коде, как относиться к тем или иным явлениям культуры или музыки, не за этим пришли в Церковь. И по этим вопросам вполне уместны разногласия.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Да. Скажите, пожалуйста, Андрей Вячеславович, вы возлагаете надежды на учебник, который вы написали и который сейчас принят к преподаванию в школе? И какой результат был бы для вас благостным и вот очевидно хорошим? Что вы ждете? Что бы вы хотели, чтобы получилось от преподавания этого предмета «Основы православной культуры» вашего авторства?
А. КУРАЕВ: Нет, на учебник я не надеюсь, потому что, собственно говоря, он уже есть, я его написал. Мои надежды связаны скорее с миром учителей. Я надеюсь, что педагоги, независимо от своих личных отношений к религии, они смогут как специалисты, как педагоги, психологи, историки, они смогут понять человеческую, пусть даже не божественную, но хотя бы человеческую красоту, которая присутствует во многих гранях православной культуры. И смогут влюбить детей в них, как нормальный педагог влюбляет детей и в Достоевского, и в Толстого, и в Маяковского, и в Пушкина, хотя это очень разные поэты, у них очень разные миры. Но педагог должен уметь влюбить в каждого из них своих учеников.
В. РОМЕНСКИЙ: Давайте сейчас подведем итоги голосования, которое мы проводили.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Лобовой вопрос мы задавали. Андрей Кураев скорее приносит пользу Русской Православной Церкви - так ответило 60% позвонивших нам. Андрей Кураев приносит скорее вред Русской Православной Церкви - ответило 40% позвонивших нам. В общем, ну, собственно, что доказывает, что Андрей Кураев…
В. РОМЕНСКИЙ: Все-таки больше положительная фигура, по мнению слушателей «Эха Москвы».
Т. ОЛЕВСКИЙ: Очень спорная фигура, очень спорная фигура. И, кажется, Андрей Кураев об этом прекрасно знает (смеется).
В. РОМЕНСКИЙ: Вам нравится вообще возбуждать в людях вот этот вот эпатаж, спорность?..
Т. ОЛЕВСКИЙ: Дискуссию, может быть?
В. РОМЕНСКИЙ: И дискуссию?
А. КУРАЕВ: Нет, совершенно не нравится.
В. РОМЕНСКИЙ: А почему? А почему вы тогда выступаете с такими заявлениями, которые приводят к спорам?
А. КУРАЕВ: Я просто выступаю с теми заявлениями, которые соответствуют моим убеждениям, вот и все.
Т. ОЛЕВСКИЙ: Простой человеческий вопрос: вы правда ездите на скутере иногда летом?
А. КУРАЕВ: Правда.
В. РОМЕНСКИЙ: Спасибо большое. У нас сегодня был…
А. КУРАЕВ: Не всем же на Мерседесах ездить.
В. РОМЕНСКИЙ: Но на Мерседесе тоже ездите?
А. КУРАЕВ: Когда присылают - да.
В. РОМЕНСКИЙ: А кто присылает?
Т. ОЛЕВСКИЙ: Кто надо присылает, Владимир.
А. КУРАЕВ: Когда зовут на эфир, на лекцию и так далее. Бывает всякое. Иногда я за день 3-4 машины меняю. Не знаю, что думают соседи по подъезду, когда видят такой автопарк за один день.
В. РОМЕНСКИЙ: Вот такой у нас был сегодня персонаж, определенно с человеческим лицом. Мы говорим «спасибо» диакону Андрею Кураеву. И ваше мнение мы тоже услышали. 60% аудитории «Эха Москвы» считает, что это скорее позитивный персонаж для Русской Православной Церкви.
Т. ОЛЕВСКИЙ: А 40% считает, что это скорее негативный персонаж, который приносит Русской Православной Церкви вред.
В. РОМЕНСКИЙ: Спасибо большое. Мы вернемся через неделю. Это был Тимур Олевский и Владимир Роменский. До скорых встреч.
http://www.echo.msk.ru/programs/oni/929908-echo/#video