Несколько раз киевский митрополит Онуфрий повторял мантру:
"Нужно менять не Церковь, нужно менять себя. Если я не подхожу Церкви, которую Бог устроил, а Бог совершенный. И Бог сделал то, что не требует коррекции никогда. И требовать, чтобы Божие строение, которое Бог устроил, откорректировали согласно моим желаниям - это неправильно".
http://www.patriarchia.ru/db/text/5478554.html 27 июля 2019
"Людские институты, которые они строят в земной жизни требуют корректировки. Так мы устроены. Церковь построил Бог, не мы и корректировки она не требует. Корректировать Церковь это значит поправлять Бога, который совершенен. Мы это понимаем и корректируем себя по отношению к Церкви, а не Церковь по отношению к себе".
https://www.zhitomir.info/post_327.html 4 января 2016 .
Это или ересь экклезиологического монофизитства, или богословская глупость.
Во-первых, есть слова ап. Павла «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему» (1 Кор. 15,28). Из них следует, что Сын Божий лишь в будущем всецело покорится Богу Отцу, а сейчас это еще не так. Св. Григорий Нисский предложил такое толкование: «Если бы все мы были Христовы, и Христос был бы Божий, был бы покоршимся. А если мы еще не Христовы, то не Божий и Христос, болезнующий о нас. Итак, когда все будем Христовы, тогда и Христос будет Божий» (Св. Григорий Нисский. Творения. Ч. 7. М.,1868. С. 12).
Тут получается, что мы своими грехами стягиваем Христа с Неба, но Он все же не сбрасывает нас как тяготящий балласт. И потому ради нас, в нас и из-за нас Христос «не Божий»: «Во мне и через меня считается несовершенным и непослушным Христос. Ибо уничижаю и урезаю я Его, и, будучи членом и частию тела Христова, не возрастаю с Ним по духу» (преп. Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве Воплощения Сына Божия. 2,30).
И вот это "не-Божье" в (коллективном) Христе и Церкви имеет привычку расширяться. И его надо "корректировать".
Во-вторых, всё же все субботы для человека, а не наоборот.
В-третьих, в истории церкви корректировались догматические формулировки и каноны, богослужебные и монастырские уставы, чинопоследования обрядов и тексты молитв, толкования Писания (а порой и его состав и текст). Менялись праздничные календари и уставы постов, архитектурные, музыкальные и иконописные вкусы. Менялся этикет и стиль общения внутри церковного сообщества.
В-четвертых, если бы жизнь Церкви не требовала коррекций, к чему бы апостол Павел раз за разом писал бы обличительные послания Коринфянам? Зачем бы звучали угрозы "ангелам церквей" на страницах Апокалипсиса?
Зачем были ли бы нужны соборы с их порой новаторскими решениями, громоздкие сборники церковного права, многочисленные церемониальные и административные реформы?
Не все "корректировки" вели к улучшению. Я готов признать, что за теми новеллами, которые все же дали добрый результат (не уверен, что мой список этих добрых новелл во всем совпадет с аналогичным списком того же Онуфрия, но не стану тут вдаваться в частности), стоит Божье руководство Его Церковью. Бог действует через людей. и вовсе не всегда эти исполнители Божией воли - консерваторы (вспомним историю с воцерковлением антихристианского термина омиусиос).
Бог может "немудрое мира" избрать для Своих "поправок". Он может вносить эти поправки даже руками врагов той самой Церкви - насылая на нее гонения ради ее же исправления.
Бог может действовать даже через простых и скучных церковных бюрократов, осаживающих монашеский или народный энтузиазм и экстремизм. Бог действовал и действует через книжников - профессоров богословия, которые поколениями совершают тихий труд увода воспитуемых ими пастырей от тупого начетничества и суеверий в сторону анализа и мысли.
А однажды для корректировки бюрократов и профессоров богословия Бог вообще послал волонтеров-пиджачников - русских славянофилов с их "соборностью".
Бог "подправляет" вечно самовлюбленную церковную иерархию через юродивых и через монахов, через мирянские братства и через злую антиклерикальную прессу, наконец, просто через смену светских элит, к новым вкусам которой "непогрешимым божественным иерархам" приходится приспосабливаться через свое "не хочу".
И мы еще не знаем, как будет откорректирована церковная жизнь нынешним вирусом...
И вообще - откуда эта вера в то, что Бог якобы не желает совершенствования Своей Церкви?
Да, Бог совершенен. Но люди много чего улучшили и улучшают в Богосозданной натуре. Это называется "культура" и "ноосфера". И эта улучшательская работа людей (там где она и в самом деле улучшает если не предмет возделывания, то самих делателей) - исполнение замысла Творца.
А еще людям удалось в значимой степени улучшить свои социальные институты. Причем многие улучшения проводились вопреки воле власть имущих. Отмена самосожжения вдов или работорговли, отмена пыточного судопроизводства и введение всеобщего школьного образования - это добрые эволюции. И вряд ли они нарушили волю Творца.
Почему именно религиозная сфера должна быть заспиртована - непонятно. То есть понятно: это просто действует "закон горы". То есть - страсти. Которые, оказывается, есть даже у вроде бы бесстрастного и мудрого митрополита Онуфрия.