Nov 12, 2021 15:02
Официально впервые это сделал Святейший правительствующий Синод 2 августа 1902 года.
В воззвании к восставшим крестьянам Харьковской и Полтавской губерний говорилось:
"Никакие извинения и оправдания не избавят хищников от праведного гнева Божия и от суда и наказания от законной власти. Если б случилось, что какой-либо хищник избежал суда человеческого, его постигнет гнев Божий и в сей и в будущей жизни. "Не обманывайтесь, - говорил апостол Павел, - ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10)".
(Публ.: Красный Архив. т. 25).
В апостольском тексте пропущены слова, которые нынешний патриарх Кирилл считает главными - "ни малакии, ни мужеложники".
В Послании Синода в связи с началом Великой Войны из этого списка грехов в той же самой апостольской цитате оставили лишь пьянство.
(Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 2 августа 1914, № 31, сс. 367).
Это еще раз к вопросу о "культуре цитат": в традиционной культуре начетничества подбор цитаты из Писания говорит не о Писании, а об интересах проповедника.
И, кстати, в том анти-повстанческом воззвании Синода «хищниками» оказывались лишь крестьяне, а не их эксплуататоры. Проблему несправедливого распределения плодов человеческого труда и природных ресурсов Синод в упор не замечал до тех пор, пока не пришлось подстраиваться под советскую пропаганду.
А в 1902-м проблема социального неравенства "решалась" Синодом очень легко:
"Не бери чужого добра хищными руками, даже не желай взять его, не думай об этом. У него больше, чем у тебя. Что же! Это его добро, ему дар божий. Он приобрел его своим трудом и умением. Он сохранил его своим воздержанием и бережливостью. Оно перешло к нему как законное наследство от родителей и предков. Эти пути и от тебя незакрыты: трудись, работай, сберегай на случай нужды, молись, проси помощи Божией".
Богословские дискуссии