Oct 17, 2021 14:18
Рабле :
"Как только они подплыли к нашему кораблю, тотчас же громко закричали все вместе:
- Видели ли вы его, люди проезжие? Видели ли вы его?
- Кого? - спросил Пантагрюэль.
- Его, - отвечали они.
- Кто он? - спросил брат Жан. - Черт возьми, я изобью его насмерть!Он думал, что они жалуются на какого-нибудь разбойника, убийцу или святотатца.
- Как? - сказали прибывшие. - Вы, странники, не знаете единого?
- Господа, - сказал Эпистемон, - мы не понимаем таких терминов. Объясните, пожалуйста, о ком идет речь, - и тогда мы скажем всю правду без утайки.
- Это, - сказали они, - сущий! Видели ли вы его когда-нибудь?
- Но сущий, - отвечал Пантагрюэль, - по учению наших богословов - это Бог. В таких словах он объявил о себе Моисею. Его мы, конечно, не видели, он и невидим телесными очами.
- Мы совсем не говорим, - сказали они, - о том вышнем Боге, на небесах. Мы говорим о боге на земле. Видели ли вы его когда-нибудь?
- Они говорят о папе, - сказал Карпалим, - клянусь честью!
- Да, да, - отвечал Панург, - да, господа! Я видел их трех, но от этого вида никакой пользы не получил
.- Как? - сказали они. - В наших святых декреталиях поется, что бывает только один живой.
- Я говорю, - вскричал Панург, - одного за другим. За один раз я видел только одного.
- О люди, - сказали они, - трижды и четырежды счастливые! Желанные, больше чем желанные люди! Добро пожаловать!И вот они опустились перед нами на колени, желая облобызать наши ноги, чего мы не хотели допустить, указав им, что они не смогут выразить большего почтения папе, если он случайно прибудет к ним собственной особой.
- Выразим большее, выразим! - отвечали они. - У нас это уже решено. Ему мы поцелуем зад и другие части! Потому что они у него есть, у святого отца, - так сказано в наших прекрасных декреталиях, - иначе он не был бы папой. Так что тонкая философия декреталий делает неизбежным такое умозаключение: раз он папа - значит, у него есть эти органы. Если же в мире таких органов не было бы, не было бы и папы..."