Aug 22, 2021 22:01
Дневник генерала Киреева:
17 авг 1905:
Ходил в Царское Село к Победоносцеву. Мрачнее ночи, бранит все и всех, между прочим рассказывает ужасы про Антонина Нарвского (Викарий здешнего Митрополита обвиняет его в педерастии!!).
10 ноября 1907
Был у Извольского (синодского). Он уверил меня самым положительным образом, что о назначении педераста епископа Антонина (на какую-нибудь окраину) епископом нет речи («n`en est pas question»), но не значит ли «pas» - «plus geste». Ну и хорошо.
3 февраля 1908
У меня был Великий князь Дмитрий Константинович. Хлопочет о том, чтобы не присылали на покой епископа Антонина в Сергиевскую пустынь. Этот Антонин - мерзавец педераст (это мне говорил сам Победоносцев). Но это не мешало ему быть викарием митрополита Антония Вадковского (хотя факт этот общеизвестен). Что же сломило ему голову - факт, что он на эктении не назвал царя «самодержавнейшим», после 17 октября. Так вот Бога можно оскорблять безнаказанно, а Бога земного - нельзя. Увольняешься на покой!
13 апреля 1909
Печальное (и постыдное) чувство товарищества, солидарности членов нашего епископата не знает границ (притом и глупое). Живущий в Сергиевской (близ Стрельны) пустыне Антонин, несомненно, педераст (это мне говорил Победоносцев, да и многие), по совету митрополита Антония (!!) ходатайствует перед царем (!) о помиловании.
Великий князь Дмитрий Константинович говорил, что будто на эту просьбу его наталкивает митрополит Антоний! Не постыдно ли?! Вина перед царем - вот важное! А грех перед Богом - это сойдет! В таком деле все иерархи солидарны, среди нас все святые!
Дневник А.А. Киреева. 1905-1910. - М., 2010, с. 80,244,291, 315
Это про Антонина Грановского. В 1908 г. отправлен «на покой», но с 1913 г. - епископ Владикавказский.
***
Аналогичная история, отраженная в дневнике Аполлинария Львова:
«27 апреля 1893. Дело дошло до того, что на торжественные собрания приглашают в качестве предстоятеля мальчишку Исидора Колоколова, инспектора Академии. И это делается лишь потому, что желают сделать приятное митрополиту Палладию, который души не чает в Исидоре....
7 мая. Не хочется как-то верить случившемуся, хотя, к сожалению, это факт. Палладиевский любимец, новоиспеченный архимандрит, инспектор Академии Исидор попался в педерастии с студентом 1-го курса. Когда дело обнаружилось и доложили Палладию, то он будто бы сказал: «Всю Академию разгоню, никого и ничего не оставлю, а Исидора не позволю тронуть». Однако студенты, составив круговую между собою поруку, т. е. подписавши акт о действиях Исидора, в количестве более сотни человек, заявили об этом письменно Обер-Прокурору, и тот побудил Палладия отказаться от своего намерения защищать невозможное. Говорят, что Исидору велено немедленно оставить Академию, и он уже уволен от инспекторства. Ужели и этот факт не образумит Победоносцева? Ужели он не раскроет ему глаз и не обнаружит, куда его ведет Притычкин (обер-прокурор В.К. Саблер)?
10 мая. Исидор до сей поры, говорят, еще не уволен из Академии, хотя будто бы из Петербурга он уже уехал. Но куда? Говорят, что ему дали за три месяца жалованье, заграничный паспорт и отправили на Афон, пока проехаться-проветриться, а затем будто бы пошлют его в Иерусалимскую миссию. Удивительно, что ему на дорогу не дали казенной девки или мальчика. Ну, а в Иерусалим послать есть резон, п[отому] ч[то] он там будет иметь полную возможность усовершенствоваться в педерастии, притом на казенно-церковный счет. Рассказывают, что Палладий хотел во что бы то ни стало замять это дело и не велел ректору даже выходить из Академии, а равно и студентам не велено было ходить в город. Надеялся, что этим путем сохранится тайна. Такие ребяческие действия напоминают прячущегося страуса. А когда вспомнишь, что к ним прибегает митрополит - первенствующий член Синода, «великий господин», то руки опускаются. Ниже этого Церковь не может опуститься» .
"Иерархия пала во всех отношениях и никак не может служить образцом даже благочестия или добродетелей... Это и понятно, если монашество стало не способом устроения своей нравственной жизни («созидания спасения»), а самым дешевым средством скверного ради прибытка... И разве нормально, что везде в Церкви выдвигаются вперед не люди за свои достоинства, но балахоны известного черного цвета, хотя бы там скрывались не добродетели, о которых говорил Спаситель в обличительной речи против книжников фарисеев?... Как можно желать узаконения подобной противоестественности?... Духовная школа сверху донизу развращена монахами, и свет знания едва мерцает, причем могу Вас уверить, что для всех иноков наука есть величина только едва терпимая... парада ради... Белое духовенство и парализовано, и деморализовано, и напрасно бьется в этих тисках. Архиереи напрасно плачут об отсутствии у них власти. Напротив, этого у них слишком много, и для своих епархий они являются пастырями деспотами, которые часто и действуют с чистейшим вандализмом. Вину своего порабощения монашествующими и монахоманами “церковь” напрасно сваливает на других. Этого никогда не случилось бы, если бы она делала дело Божие во имя Господне и не стремилась прикасаться ко всякому делу человеческому с какими угодно унижениями. Ведь было именно второе, и откуда величайшее падение всей монашеской иерархии, между коим чиновничество духовное безмерно /слово неразборчиво/ всячески и не уступит никакому другому, вынося на себе всю работу церковно административной машины. Что же касается иерархии, то достаточно вспомнить Исидора (Колоколова). Последний в бытность инспектором здешней Академии помимо всего прочего занимался педерастией с одним студентом (Пинчуковским из гимназистов, потом кончившим Военно-Медиц. Академию), как удостоверяет письменно этот последний. По настоянию всех студентов Исидор был удален исключительно вмешательством Обер-Прокурора (который писал студентам, чтобы они не принимали монашества опрометчиво в молодые годы и т.п.), но монахи нашли это несправедливым («велика штука - побаловаться немного»: так говорил Антоний Волынский) и скоро устроили его епископом викарием Черниговским, откуда он переведен в Нижний Новгород, где - даже по газетным известиям - творил дела неописуемые..." (Из письма проф. Н. Глубоковского В. Розанову, 26 марта 1905 г.) .
Из дневника св.митр. Арсения Стадницкого: «22 марта 1902. Известный на всю Россию архимандрит Исидор скандальным происшествием в бытность его исполняющим должность инспектора Академии назначен епископом, викарием Черниговским. Накануне у меня был о. Никон, казначей Лавры и сказал, что это оскорбление Святой Церкви и что он теперь ни за что не пойдет в архиереи, в компанию Исидора» … 27 апр 1905. Епископ Балахнинский Исидор Колоколов - пьяница и развратник-педераст" .
Говорят, после революции "он принял мученическую кончину в Самаре, будучи посажен на кол". Комментаторы к дневнику Львова это подтверждают . Скорее всего, это означает, что казнившие его имели вполне определенное представление о том, что именно предосудительного было в его образе жизни. Канонизирован в Зарубежной церкви как святой новомученик.
Геепископы